Депутат австрийского парламента: австрийцы не понимают европейского стремления Украины
Следующим президентом Австрии может стать известный своими пророссийскими взглядами Норберт Хофер, да и сами австрийцы склонны пожертвовать европейскими ценностями для большей выгоды. Об отношении Австрии к Украине, влиянии путинской пропаганды и перспективах украинско-австрийских отношений в эксклюзивном интервью "Обозревателю" рассказал депутат австрийского парламента от либеральной политической партии NEOS Кристоф Варвик.
- Во-первых, хотелось бы попросить Вас описать отношение к Украине в Австрии – и среди политических элит, и в общем.
- Что ж, оно двойственное. Это мое впечатление, мое ощущение. С одной стороны, есть чувство близости, так как часть Украины относилась в прошлом к империи Габсбургов – да, уже сто лет назад, но все же. Мы до сих пор лучше знаем названия некоторых городов в немецком, а не украинском варианте. Например, Лемберг, а не Львов (Львів). Надеюсь, Вас это не обижает.
Я и сам был во Львове два года назад и скажу – ведь и вправду, все эти кофейни и так далее, чувствуешь себя почти дома. Я не говорю, что многие австрийцы были в Украине, но это ощущение исторической близости присутствует. Это с одной стороны. С другой же… Понимаете, Украина ведь долгое время была частью Советского Союза, многие австрийцы в то время только так ее и видели – даже как часть России. Не видели как страну, которая временно находится под оккупацией СССР – как, скажем, Польшу. Это, конечно, понятно: Украина была частью СССР, а не просто страной Варшавского Договора. И вот поэтому со времени нападения России на Украину многие австрийцы не могут вообще ничего понять.
Мне следует добавить: в то время, как австрийцы все более скептичны по поводу своего членства в Евросоюзе, они просто не могут понять, как украинцы могут бороться и даже погибать в желании стать частью Европы. Это для них за гранью понимания. Потому они, к сожалению, не выказывают особого сочувствия по поводу украинского стремления. Конечно, это частично и результат российской пропаганды – вся эта история с экспансией НАТО, с расширением до украинских границ, с тем, что Крым вообще был русской территорией и так далее и тому подобное.
Читайте: Моцарт бы удивился: выборы президента в Австрии
У людей присутствует для меня неприемлемое, но, тем не менее, объяснимое ощущение вины обеих стран – при этом забывается, что одна страна военным путем вторглась в другую. Как бы мы ни оценивали эволюцию политического режима в Украине, речь ведь о другом – о буквальном военном вмешательстве. Но люди от этого сознательно отдаляются. Корни этого отдаления стоит искать в австрийском нейтралитете – в этом культивируемом нами мифе, что причина успешности и безопасности нашей страны в нашем нейтралитете. Но это полная ерунда.
Причина безопасности Австрии в том, что де факто мы уже давно под своего рода защитным зонтиком НАТО. Нейтральность Австрии – это решение властей, чтобы избежать оккупации США и СССР. Они и вправду позволили нам быть независимой страной с этим условием, мы избежали разделения, как это случилось, например, в Германии. Так вот. Именно из-за традиционно уже неправильной интерпретации этого нейтралитета, из-за российской пропаганды и из-за того, что австрийцы больше так не горят европейской идеей, как ею горят сейчас украинцы (или, по крайней мере, горели), мы не можем этого понять.
- А если говорить о российской пропаганде, считаете ли Вы, что Россия сильно влияет на ситуацию и на отношение Австрии к Украине?
- Да, это точно. Вот смотрите – я только что с пленарной сессии австрийского парламента. Двое выступавших на этой сессии призывали к отмене санкций. Называемая причина – вред австрийской экономике. Это опять-таки ерунда. Причина, почему у нас безработица выросла до 10%, не связана с санкциями. В Германии уровень безработицы падает, а на Германию санкции влияют значительно больше – даже если смотреть пропорционально размерам стран.
Я не буду говорить, что санкции не стоят нам ничего, но стоят очень мало. Да, российская пропаганда эффективна, ее зерна падают в очень благодатную почву. Есть три основные причины. Во-первых, есть вера, что нейтралитет – это панацея. При этом забывается, что Украина была нейтральной страной до аннексии Крыма и нападения на Восточную Украину – после этого Украина решила пожертвовать своей нейтральностью.
Речь идет о другом виде нейтралитета, но все же. Забывается и Будапештский Меморандум, гарантировавший Украине защиту. На все это закрывают глаза. Здесь есть и уверенность, что НАТО – это плохо и грязно. Просто если мы признаем, что НАТО может быть не такой уж плохой организацией, необходимой для защиты Европы, нам придется иначе взглянуть на собственный нейтралитет. Придется задуматься о том, что нейтралитет – это, возможно, не высший моральный уровень.
Мы тут воспринимаем любые действия, связанные с военным развитием, как что-то грязное. Мы же нейтральные и чистые. Отсюда и мнение, что даже мысли Украины о вступлении в НАТО просто вынудили Россию вмешаться. Понимаете, вынудили. НАТО вообще часто воспринимается, как какая-то темная сила, куда страны заставляют вступать. Но страны же самостоятельно принимают решение – причем еще должны соответствовать определенным критериям, то есть, приложить усилия. Нас что, кто-то заставлял быть в НАТО? Нет. Мы и не в НАТО. Как Швеция. Или, например, Финляндия.
Читайте: Заполнить вакуум: посол объяснил, почему президентом Австрии может стать "друг Путина"
Во-вторых, в Европе присутствуют сильные антиамериканские настроения. В Австрии, в частности – особенно среди сторонников левых взглядов. И Россия видится здесь как противовес Америке. Но это не только вопрос традиций и культуры. Вот, например, опять-таки на пленарной сессии выступавший говорил о санкциях – "Посмотрите, это инициатива Америки, которая в то же время удвоила свой экспорт в Россию". Америка видится здесь часто как страна, которая жаждет нас разделить и вести свой бизнес с Россией.
И третья причина – это экономическая выгода. Внешняя политика в Австрии воспринимается часто как исключительно экономическая политика. Мы забываем о безопасности из-за своего нейтралитета и забываем также о ценностях в поисках выгоды – мы хотим торговать газом и так далее. Вот простой пример: через две недели после аннексии Крыма в Австрию прибыл президент России Владимир Путин, у него была встреча с нашим президентом и с главой нашей торгово-промышленной палаты.
Путин с президентом Австрии Хайнцем Фишером
Путин отпускал свои "смешные шутки", а наш президент хлопал его по спине – физически хлопал по спине. Это было просто унизительно.
Итак, есть три основные причины успеха российской пропаганды: наше понимание нейтралитета – доходящее по отношению к Украине до готовности признать концепцию России об ограниченном суверенитете, антиамериканские настроения и экономическая выгода – которую можно проследить и на примере Ирана: мы хотим снятия санкций, чтобы делать бизнес, забываем о ценностях, принципах и безопасности – просто хотим делать бизнес.
- 22 мая в Австрии пройдет второй тур президентских выборов – кандидат от ультраправой партии FPÖ господин Хофер поборется за президентское кресло с представителем "Зеленых" господином Ван дер Белленом. Как Вы считаете, могут ли эти выборы как-то повлиять на ситуацию и отношение к Украине?
- Если господин Хофер победит, это будет не очень хорошо для Украины. Потому что FPÖ – это очень пророссийски настроенная партия. Двое высокопоставленных чиновников этой партии даже ездили в Крым в качестве наблюдателей на так называемый референдум о присоединении к России.
Сами президентские выборы изменят не так много, президент в Австрии – это не такая большая сила. Но господин Хофер сможет спровоцировать парламентские выборы и, как следствие, формирование правительства под эгидой FPÖ. В таком случае дело может дойти до того, что Австрия станет страной, которая ветирует санкции всего Евросоюза. Достаточно одной страны, и ею может стать Австрия.
Читайте: В парламенте Франции предложили снять санкции против России
Другие политические силы не будут сильно протестовать – почти во всех партиях есть сильные внутренние пророссийские течения. Да что тут говорить, если даже наш генерал, который был вместе с президентом с визитом в Москве, на встрече за закрытыми дверями прямо говорит, что санкции – это плохо, и их было бы неплохо снять. После этого он возмущается тому, что его слова были записаны – при этом от позиции он даже не пытается откреститься. И это не будет та ситуация, когда народ встанет и начнет протесты – по указанным уже причинам.
Как сообщал "Обозреватель", в первом туре президентских выборов в Австрии одержал победу выдвиженец от правой оппозиционной Партии свободы Норберт Хофер.