'Стрелять на поражение': силовики под прицелом главы Чечни
Рамзан Кадыров защищает свое право безраздельно властвовать в Чечне. DW выясняла, до какой степени на республику распространяется российский суверенитет.
Глава Чечни Рамзан Кадыров вступил в открытый конфликт с правоохранительными органами Российской Федерации. 21 апреля он потребовал стрелять в российских силовиков, если они попытаются вести спецоперации на территории республики без согласования с ее руководством. МВД России отреагировало на выпад Кадырова, заявив, что считает недопустимыми для руководителя Чеченской республики подобные заявления. Кремль от комментариев отказался. Действительно ли в Чечне еще действуют российские законы или это всего лишь видимость? DW разбиралась в ситуации.
Не согласовали задержание
Поводом для конфликта послужила спецоперация по задержанию в Грозном некоего Джамбулата Дадаева, находившегося в федеральном розыске. Операцию проводили полицейские из Ставропольского края. В ходе задержания Дадаев попытался протаранить на своем автомобиле машину полицейских и был убит.
После этого Кадыров возмутился тем, что руководство Чечни не было поставлено в известность: "Мы не для того принимали конституцию, чтобы на наших улицах убивали чеченцев". Он потребовал от чеченских полицейских впредь открывать огонь на поражение, если кто-то будет проводить спецоперации без спроса.
МВД России опровергло слова Кадырова о том, что операция не была согласована с местными правоохранительными органами. На следующий день Кадыров, в свою очередь, опроверг данные МВД, повторив, что никто из правоохранительных органов республики не был проинформирован о проведении спецоперации и тем более не принимал в ней участия. "Руководством МВД РФ предпринята попытка оправдания незаконных действий, вплоть до искажения фактов", - говорится в заявлении главы Чечни.
Особый статус
Известный исламовед, член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко считает, что на практике Чечня стала регионом с некоторыми элементами экстерриториальности. С одной стороны, там используется российский рубль, поступают крупные дотации из федерального бюджета. С другой - формируется пространство шариата, и российское законодательство действует лишь выборочно. "Например, в Чечне фактически легализована полигамия - мужчина может взять себе вторую или даже третью жену. Рамзан говорит, что это нужно для выживания чеченского народа", - рассказал Малашенко DW.
Фактически положение Чечни в России определяется не правовыми институтами, а личными взаимоотношениями между Кадыровым и Путиным, считает эксперт. "Рамзану Путин нужен как покровитель. Путину Рамзан необходим как инструмент стабильности", - поясняет он. А вот отношения между главой Чечни и российскими силовиками действительно накалились. "Кадыров всегда действовал в обход силовиков. И взаимное раздражение всегда существовало, - поясняет Малашенко. - Но теперь он почувствовал, что Путин нуждается в нем больше обычного, и решил показать органам, кто в доме хозяин".
С Малашенко во многом согласен глава Комитета против пыток Игорь Каляпин. "Кадыров использовал этот инцидент, чтобы подчеркнуть свой особый статус", - считает эксперт. "Этот статус нельзя легализовать формально - через законодательство страны. Поэтому Кадыров старается как можно чаще демонстрировать его неформально, - уверен Каляпин. - Я не думаю, что он погорячился. Он просто дал понять: имейте в виду, что все подо мной и я тут всему хозяин!"
"Уже не Россия"
Член правления правозащитного центра "Мемориал" Олег Орлов убежден, что федеральный центр не контролирует Чечню. "Конечно, де-факто Чечня - не часть России! Следователь СК РФ не может элементарно допросить сотрудников чеченского МВД, - иллюстрирует Орлов свою мысль. - Один из руководителей СК по Чечне рассказал мне, что их полномочия действуют разве что в стенах офиса, который охраняется российским спецназом. А дальше они могут работать только под прикрытием и с согласия чеченского МВД".
Суды присяжных в Чечне, по данным правозащитника, также не работают. Есть много случаев, когда присяжным угрожали за неугодные руководству решения. "Мы знаем случаи, когда люди, оправданные судом присяжных, были затем похищены", - говорит Орлов. По его сведениям, Кадыров часто угрожает судьям, указывает, какие решения они должны выносить. "Вся выстроенная Путиным вертикаль власти останавливается на границе Чечни", - убежден член правления"Мемориала".
В 2010 году в распоряжении правозащитного центра оказалась внутренняя переписка силовых органов Чечни (http://memo.ru/d/2718.html), рассказывает Орлов. Из письма руководителя Следственного комитета по Чечне очевидно, что ситуация в Чеченской республике сложилась ненормальная. "Там приводятся многочисленные факты саботажа со стороны чеченского МВД. Следователи СК жалуются на то, что не могут получить необходимые сведения, не могут потребовать проведения следственных мероприятий", - говорит Орлов.
К чему же может привести такая ситуация? "Уже привела! - уверен правозащитник. - И убийство Немцова показывает, куда именно. Всемирно известного политика расстреливают по заказу каких-то людей из Чечни. При этом невозможно допросить одного из главных свидетелей! - сокрушается Орлов. - И даже Кремль бессилен".
&maca=rus-rss_rus_Obozrevatel_Politics-14717-xml-mrss