На прошлой неделе Россия, весьма креативно истолковав нормы международного права, потребовала исключительных экономических прав на огромные территории в арктическом море.
Конечно, эта территория ценна из-за ее нетронутых запасов ископаемого топлива и судоходных путей, которые откроются по мере таяния арктических льдов. Но эти претензии, скорее всего, будут отклонены Организацией Объединенных Наций.
Оригинал статьи опубликован на Radio Free Europe. Перевод специально для "Обозревателя"
Однако международный скандал, который оставляет Россию лицом к лицу с Соединенными Штатами и Канадой, может оказаться как раз тем, что "доктор прописал". Почему? Потому что Владимир Путин отчаянно нуждается в новой картинке для телевидения, чтобы отвлечь свой народ от того факта, что политика Кремля буксует на всех фронтах.
Читайте:
Если не Путин, то кто: Чубайс назвал главных кандидатов в президенты России
Для начала, у Путина нет решения по ситуации в восточной Украине. В текущей ситуации - былая фантазия о создании так называемой Новороссии от Харькова до Одессы. Но даже попытка захвата Мариуполя может дорого обойтись России. Активизация боевиков на этой неделе выглядит скорее как жест отчаяния, чем серьезная попытка расширить занятую территорию.
Россия может аннексировать захваченные территории, но в этом случае она потеряет рычаги воздействия на оставшуюся часть Украины, и будет вынуждена финансировать непродуктивный анклав с разрушенной инфраструктурой, в то время как российская экономика все глубже погружается в рецессию.
Также непонятно, как Путин собирается выбираться из проблем, которые он создал у себя дома. Из-за падения экономической продуктивности, инфляции и низких цен на нефть Россия остро нуждается в ослаблении санкций. Но для того, чтобы это произошло, придется отступить из Украины, что подорвет всю "вертикаль власти", основанную на национализме.
Читайте:
Как война с едой ускорит крах Путина
Вернувшись в президентское кресло, Путин в 2011 году подорвал свою поддержку среди либералов, потеряв возможность строить собственную политику, играя на их противоречиях с националистами. Сейчас он оказался заложником собственных сторонников, которые посчитают смену курса предательством.
К тому же, возвращающиеся из Украины "добровольцы" часто прихватывают с собой оружие, в том числе и тяжелое. Это создает угрозу распространения насилия и бандитизма уже на российской территории.
Кроме того, низкие цены на нефть сильно ударили по побитой санкциями экономике. Но реальная проблема российской энергетики носит структурный, а не циклический характер. Мировой рынок энергоносителей меняется, и не в пользу Москвы.
Читайте:
РоССпропаганда сошла с ума
Сланцевая добыча, сжиженный природный газ, и возобновляемые источники энергии - три области, в которых Россия чрезвычайно слаба, но активно развиваемые в мире. С прекращением санкций против Ирана и диверсификацией европейской экономической политики, Газпром – барометр российского благосостояния, понес значительные потери, с 2008 года снизив свою рыночную стоимость с 360 до 55 млрд долл.
Энергетика всегда была козырем Путина. Он был в состоянии использовать его, чтобы запугивать бывших соседей, подкупить и шантажировать европейцев.
Но, по крайней мере, Путин по-прежнему побеждает в битве за сердца и умы, не так ли? Вот уже год, как мы постоянно слышим о том, как искусная пропагандистская машина России крушит Запад в информационной войне.
Читайте:
NASA опубликовало шокирующее фото лесного пожара в Сибири
Однако, потратив почти полмиллиарда долларов, набрав армию интернет-троллей для нарушения работы западных новостных сайтов, запустив наиболее масштабную кампанию дезинформации с конца холодной войны, Россия все равно обнаруживает свой мировой образ - лежащий под слоем помоев.
Согласно новому докладу исследовательского центра Pew Research, только три страны в мире видят Россию в целом положительно: Китай, Вьетнам, и Гана. Политический обозреватель Леонид Бершидский язвительно заметил: "С такими успехами эти деньги можно было бы эффективнее потратить на часы для Пескова".
Конечно, внутри России пропагандистская машина творит чудеса, удерживая высокую популярность Путина, несмотря на падающую экономику. Но следует задаться вопросом: "Надолго ли этого хватит?".
Как ранее писал "Обозреватель", после итогов Революции Достоинства в Украине Путин просчитывает варианты подавления восстания в России.