Жители оккупированных территорий: враги, коллаборанты, заложники? Есть ли основания для ненависти, которую продуцирует к жителям Донбасса часть общества, возлагая ответственность за происходящее на востоке нашей страны, на обычных людей. Кто позвал Путина и кто ответит за трагедию, которая прошла через тысячи семей? И какие необходимо извлечь уроки, чтобы перестала литься кровь?
Станислав Федорчук – известный донецкий украинист. Не взирая на монополию ПР в Донбассе, он возглавлял Молодежный националистический конгресс, исследовал деятельность УПА, организовывал выступления представителей современной украинской культуры (Жадана, Андруховича, Дереша, Лирныка, Гуменюка...). С началом зловещей "русской весны" оказался в числе первых, кого антимайдановцы объявили в розыск, как "врага Новороссии" и идеолога уничтожения "ДНР". Сейчас Станислав живет во Львове и является волонтером 10-го мотопехотного батальона ВСУ.
Станислав Федорчук
Предлагаем вашему вниманию самые яркие моменты беседы с Федорчуком в прямом эфире на сайте "Обозерватель".
Что случилось с Донбассом год назад? Как вышло, что однажды большая часть людей проснулась в другом измерении, "русском мире"? Что думаете об этом, как исследователь?
Год назад боевики окончательно захватили облгосадминистрацию в Донецке (6 апреля 2014 года – прим.ред) и, к сожалению,
И на мой взгляд, то, что это не сказано - большой политический и исторический просчет. Поскольку большая часть жителей Украины до сих пор убеждена: то, что произошло на востоке – это можно было вызвать силами маргиналов, которые раньше ни разу не смогли заполнить даже самую крошечную площадь Донецка, а тем более – ходить на штурмы государственных учреждений. И самое интересное – никто не говорит, что люди, которые захватывали Верховный совет Крыма, приехали после этого на Донбасс, чтобы и дальше помогать российским спецслужбам по сути уничтожать регион и украинскую власть. До сих пор не дана оценка СБУ и МВД Донецкой области, чьи сотрудники не просто перешли на сторону российской армии и спецслужб РФ, но и стали основой коллаборационных войск. Благодаря их базам (местной милиции и местного управления СБУ) "ДНР" удалось устроить в Донецке масштабные репрессии против украинских активистов и создать атмосферу страха и антиукраинского геноцида в Донецке.
Как только назначили Пожидаева главой милиции (руководить МВД Донецкой области Константина Пожидаева назначили в марте 2014 г., он занимал этот пост 8 месяцев – прим.ред), из Кировограда от общественных деятелей пришло письмо – о том, что Пожидаев участвовал в уничтожении Кировоградского майдана и занимался преследованием активистов. И хотя все донецкие журналисты, которые занимались темой участия милиции в криминальных бизнесах, говорили, что, вероятно, Пожидаев связан с донецкой мафией и лично причастен к закрытию дел по резонансным убийствам 90-х., это не помешало министру МВД Авакову его назначить. И с этим руководителем мы утратили последнюю надежду на то, что сотрудник милиции может быть на стороне Украины. Эти люди должны и уголовную ответственность понести, я считаю, за преступное невыполнение служебных обязанностей. А тщательный анализ поможет квалифицировать их деяния еще хуже – как сознательную помощь российским спецслужбам в дестабилизации ситуации и оккупации конкретных территорий, уничтожении конкретных граждан.
И руководители СБУ причастны к захвату?
Однозначно. Уже
Они уже имели кураторов, планы действий, флаги. И то, что против этих людей не было принято никаких мер – вина не только СБУ Донецкой области. Это вина СБУ, как структуры в целом, которая должна (якобы) действовать на опережение. Наши просьбы, как общественных активистов, дать оружие - могли бы спасти человеческие жизни. Уже после первой смерти украинского активиста стало ясно, что целью этих террористических групп является уничтожение.
Еще 3 марта в захваченном впервые здании ОГА в числе заложников были люди, которые звонили Наливайченко с призывом о помощи, а в ответ слышали: вы преувеличиваете.
А я еще в феврале вел переписку с новоизбранными представителями СНБО – писал, что, скорее всего, с участием этих диверсионных групп произойдет военное вторжение. И получал ответ: вы неправильно оцениваете, и не вздумайте каким-то образом давать отпор. На мой взгляд, это была общегосударственная установка. Преступная установка.
А цель установки? Кто-то в СБУ, РНБО имел такой план (сдачи) или не понимал, к чему это приведет?
Мы были впервые в истории участниками приграничного конфликта с РФ, и украинская власть (и исполнительная, и службы) оказались не готовы к историческому вызову, который встал перед нами. Страна выросла, а политические лидеры - нет. И то что не было доверия к украинскому Донбассу, украинским активистам, которые были готовы рискнуть и взять на себя ответственность за ситуацию в своих городах, которые исповедовали и исповедуют ценности евромайдана… Это тоже очень плохо характеризует центральную власть. Ту власть, которая сейчас осуществляется на освобожденных территориях. Где украинская власть должна демонстрировать успешность и дисциплинированность, адекватность.. А вместо этого что? До сих пор не укомплектовано большое число должностей в Донецкой ОГА.
Как только общественные проукраинские среды предлагают своих представителей в число чиновников, сразу начинается истерический накал – что эти люди не смогут работать чиновниками, перекладывать бумажечки. Такое важное направление, как образование, до сих пор не занято. Как же система образования на освобожденных территориях функционирует? То же самое - управление культуры. Прежнее управление почти полностью перешло на сторону "ДНР".
Все рассматривают это как территорию, из-за которой есть головная боль. И потому нет стратегического планирования. Нет решений, которые бы говорили: для нас каждый гражданин, который не причинял вреда Украине, является важным и мы готовы за него бороться. И за того, который выехал, и за того, который остался в качестве заложника.
Мы подготовили несколько иллюстраций, по поводу которых интересен ваш комментарий. Вот, например, ретроспектива – фото, сделанное несколько лет назад: здесь нынешний "градоначальник ДНР", бывший директор парка им. Щербакова – Игорь Мартынов, а рядом с ним другие "регионалы" - Виктор Янукович и бывший городской голова Александр Лукьянченко. Эта компания ковала кадры для террористов?
Еще во времена мэрства Лукьянченко общественный парк, которым командовал Мартынов, на реконструкцию которого были потрачены огромные средства, был одним из наиболее непрозрачных с точки зрения закупок.
И этой властью пользоваться.
А вот фотография, сделанная в ночь на 7 апреля – какой-то представитель "ДНР" обливает соляркой автобус со спецназом и тем самым якобы останавливает силовиков, которые прибыли на зачистку захваченной ОГА. Можно ли было в реальности таким способом остановить зачистку?
Я вспоминаю события на Институтской – когда милиция почему-то не боялась не то что останавливать людей, но не боялась и убивать. Причем, не вооруженных. А тут, в Донецке, милиция продемонстрировала пацифизм…
Как вышло, что те пророссийские маргиналы, которые до весны 2014 г. не могли заполнить собой даже маленькую площадь, выросли до 5 тысяч и более (на губаревских маршах)?
Первой силой, которая появилась в Донецк в феврале, были приезжие туристы из российских нацистских организаций и ультрасовских групп, из скинхедовских сред. А на втором месте – бабушки, которым выдавали 200 грн. Потому что кураторы "российской весны" быстро выяснили, что в Донецке не найдется достаточно людей, которые готовы бесплатно ходить под флагами РФ и поддерживать идею насильственной смены власти и какого-то квазигосударственного образования.
Делая эту (пророссийскую) телекартинку, путинские пропагандисты прекрасно понимали, что, показав всей Украине эту массовку можно будет сказать всей Украине – смотрите, Донецк за Путина. И опротестовать, опровергнуть это в глазах человека, который никогда не был в Донецке и не знает уровень маргинализации пророссийских движений в Донецке - тяжело. И я думаю, что те
Пытаются продемонстрировать, что все жители Донецка – это черноротые люди, которые вызывают Путина и занимаются антигосударственной деятельностью.
Я часто спрашивал своих друзей в других городах: "Почему вы не рассказываете о тех донбассцах, кто пошел воевать за Украину?". Можно найти коллекцию историй о неадекватных, злых и наглых переселенцах из Донбасса, но вы редко услышите истории о тех переселенцах, кто образован и успешен, которыми может гордиться Украина. Надеюсь, что эта тенденция будет когда-то преодолена, так как важно понимать, что мы должны вести себя как граждане, а не эмоциональные существа. И отождествлять прошлые электоральные вкусы Донбасса с будущим уже смысла нет. Разочарование в ПР наступило даже на оккупированных территориях. И именно сейчас наступило время для проукраинских политических сил. Время обратить внимание на граждан, которые выехали, и которые остались на оккупированных территориях.
Потому что поняли, что без нормальной границы с РФ и гарантии безопасности невозможно осуществлять нормальной жизнедеятельности, Россия несет Донбассу смерть и разруху.
Ну вот как раз еще о картинке для росСМИ... Вот, пожалуйста - картинки с "повстанцами" в Донецке, в ночь с 6 на 7 апреля – картинки, которые должны были показать обществу в Украине и России, что в Донецке есть гнев народа, а не сценарий спецслужб России. А недавний случай в Константиновке: где было ДТП, но были и люди в масках, которые, используя ДТП, начали беспорядки. Не говорит ли это о том, что можно технологию и дальше распространить?
Донецк, 7 апреля 2014 года.
Константиновка, 17 марта 2015 г.
В Константиновке ядром производивших беспорядки стали приехавшие из других городов, в том числе – с оккупированной части. Была массовка, но и была позорная ситуация. Откровенно говоря, власть должна была понимать, что дороги не предназначены для военного транспорта и нельзя бесконтрольной оставлять ситуацию, потому что это опасно для жителей, кем бы они ни были по своим убеждениям.
Если выделить проблемы, которые могут привести к расползанию оккупированных территорий, на что обратить внимание?
В обществе есть тенденция - пытаются дать возможность выйти фобиям, которые копились много лет. Для многих трудно направить свой гнев против абстрактного Путина, который далеко. А направить гнев против тех, кто рядом – проще.
По-моему должна произойти определенная коррекция психологическая – потому что будем откровенны: есть часть жителей, которые являются коллаборантами с врагом.
В мире есть традиция: создание комиссий по восстановлению правды и справедливости. Такая комиссия дает право каждой жертве насилия рассказать о том, что с ней произошло, и о том, кто в этом виноват. Например, в Сьерра-Леоне, где была создана такая комиссия, была предложена и процедура компенсации. Все мы знаем, что
Выслушать каждого, кто был вынужден бежать, и говорить о компенсации. Потому, что все эти так называемые народные мэры, которые вчера были регионалами, все эти сторонники коммунофашистской идеологии, они выступили на стороне РФ не случайно. КПУ предоставляла свои офисы, где вербовали людей, чтобы воевать против Украины.
Есть еще беда – так называемые патриоты, воюющие на стороне Украины, подрывающие имидж власти. Пример: когда были выборы, сторонники одного из тех, кто баллотировался в Донецкой области, подбрасывали гранаты в сумки наблюдателей оппонента. Как с этим быть?
-
Потому что сейчас главным вопросом является интеграция этих сообществ, микрообществ в Украину, декоммунизация, дерегионализация, декриминализация. Власть ПР была такой же оккупационной, как и власть "ДНР" - потому, что она базировалась на купленных чиновниках, милиционерах и криминальных группах, которые контролировали политическую жизнь.
Потому что эти люди у ПР всегда были в цене...А если мы хотим на освобожденных территориях демонстрировать силу, ее надо опирать на правовую традицию. Демонстрируя правовой нигилизм, мы убеждаем людей в том, что ничего не изменилось, регионалы и дальше будут вами руководит, вы сданы, как рабы - в бессрочную аренду П,Р только эта партия поменяет название, а вы таки и останетесь крепостными.
В контролируемой Украиной Марьинке уже при Порошенко руководят представители ПР, в Славянске назначается человек от старой власти. Почему?
- А очень просто: лучшее, что удавалось регионалам - это убеждать центральную власть в том, что они незаменимы. Они умели шантажировать и говорить: "Мы знаем этот народ, знаем этот регион, знаем проблемы и сейчас поднимутся беспорядки, если тут будем не мы". Эти "знатоки" могут принести только войну и разруху. На мой взгляд –
Они не имеют морального права появляться в коридорах власти.
По результатам комиссии по восстановлению правды и справедливости следует запретить им занимать любую должность в Украине. Пожизненно. Если не можем избавить их от гражданства, им надо запретить вновь нести разруху в Украину, лишить возможности снова превращать Украину в полигон для российской армии и спецслужб. Мы очень либерально относимся к людям, которые принесли войну и это не увеличивает авторитет власти. Создается впечатление, что война – это дело не многих, только тех, кто на передовой. Так можно подорвать очень тонкую нить доверия, на которой держится власть.
К чему привела монополия регионалов в Донецке можно видеть, если "полистать" страницы жителей Донецка. Вот так называемое Минобразования "ДНР" набирает абитуриентов в консерваторию "ДНР". Это можно отнести к категории "пострадавшие", ведь не каждый студент может выехать, не каждый волен в выборе?
А еще бывают разные люди среди "ДНРовцев", в том числе и порядочные, которые вдруг оказались среди воюющих протии Украины? Вот пример (на фото – погибший "ополченец" Всеволод Петровский, который до войны был журналистом и поэтом). Как думаете – может, и у таких людей есть оправдания?
Один из послдених постов в ФБ Всеволода Петровского
Сева Петровский (на фото) - был один из пропагандистов подразделения "Призрак" в "ЛНР", а потом вызвался воевать и быстро стал мертвым террористом. Дело в том что Петровский много лет относил себя к марксистским левым группам. И то, что он пошел в "ЛНР" - это было логично.
О чем не принято говорить вслух – запрос на социальный протест, на лозунг "бей буржуев, грабь награбленное" всегда популярен среди наибеднейших слоев. Разрыв социальный огромен. Донбасс - это большие предприятия, где люди работали в три смены, а миллиардеры им рассказывали: тут прибыльно, тут – нет. Социальная обида была, и это сыграло роль.
Был высокий показатель разочарования и неверия в то, что можно что-то изменить. И тут людям дали ощущение, что они смогут стать владельцами заводов, и будет все вокруг колхозное.
- Если социальная несправедливость толкнула – может, в этом смысле можно понять часть людей?
- Думаю, что
И тут вина местных медиа, может, даже большая, чем чья-либо. Много усилий было направлено на то, чтобы создать иллюзию угрозы. Сейчас придет кто-то из Нацгвардии, "Правого сектора", и будет убивать. Этот "кто-то" все не приходил и не приходил. А уровень отчаяния, страха и ужаса - он только рос. И, на мой взгляд, российским спецслужбам удалась уникальная спецоперация не только по захвату части территории, но операция по захвату душ. Люди перестали вдруг разбираться - где добро и зло, стали колебаться в каких-то элементарных вопросах.
Так почему это удалось - отхватить такое количество территории и душ?
Донбасс оставался монополией одного клана, партии не конкурировали за Донбасс, считая: там все равно сфальсифицируют, и там не такие люди, как надо. Ростки гражданского общества оставались сами по себе, и ПР эти силы душила. Но и не надо снимать ответственность с людей простых, которые стали жертвами манипуляции из-за плохого образования, политического – в том числе. Невежество сыграло против Донбасса и его обитателей.
Если возникнет вопрос: каким быть будущему Донбассу - ответ:
- Но россияне сейчас берут города - в том числе и благодаря нашим внутренним врагам?
- Коррупция - когда можно купить любого чиновника – это главный наш внутренний враг. Тот темп реформирования, который сейчас взят, не отвечает условиям войны. Можно придумывать множество причин – почему власть так медлительна, но главное: общество, которое прошло эту страшную войну, не сможет терпеть таких отношений между властью и народом. Власти придется обслуживать народ. Или уйти.
И я бы не хотел прецедентов, когда какие-то граждане Украины становятся менее важными.
Так как в этом случае мы становится помощниками Путина, которому надо показать, что единственными, кто переживает о судьбах жителей Донбасса, остаются представители ПР или Оппозиционного блока. Это
То есть, не меняйтесь.
А разве это не так (к сожалению)? Получается, что сейчас проукраинские активисты из Донецка доказывают власти и обществу: "Донбасс - это Украина". И уговаривают: "Возьмите нас в Украину, мы свои"…
Несомненно. Много людей в Донбассе поверили, что армия прошлым летом еще их освободит. А украинская власть не выполнила обещаний и создала прецедент: когда большое число людей, утратив дом и близких, были вынуждены вернуться и ощутить во второй раз "радости" оккупации.
Как отличить коллаборанта от обычного человека, который не смог эвакуироваться? И этично ли, морально ли осуждать людей, которые в силу непреодолимых обстоятельств были вынуждены подчиниться, а не протестовать - оставаясь вынужденно на оккупированных территориях?
Если мы сделаем предположение, что все абсолютно стали коллаборантами по доброй воле, т.к. хотели жить и функционировать в таких условиях – особенно, когда речь идет о врачах, мы, я думаю, совершим очередное преступление. Очень важна причина.
Каждую ситуацию надо разумно рассматривать и индивидуально.
Но украинский народ (в значительной мере) рукоплещет той идее, что абсолютно все жители Донбасса - коллаборанты и заслуживают кары. Как же все-таки отличить коллаборантов от других жителей?
Это просто. Три категории коллаборантов: те, кто в составе диверсионных групп, кто в составе незаконных вооруженных формирований,а также - в числе работников администраций "ДНР и "ЛНР".
А нежелание различать цвета играет против нас, т.к. много людей не понимают - почему их записали во враги Украины. А дело тут не только в бюджете, но и в политической выгоде:
И так далее.
Киевский международный институт социологии еще в конце марта подал такую интересную информацию, которую вообще не осветили адекватно – половина опрошенных жителей оккупированных территорий сказали, то будущее видят только в рамках Украины. И только 18% опрошенных пожелали, чтоб их присоединили к РФ.
Это здоровый прагматизм людей, которые поняли, что будущего с террористами у них нет.
Разрушенный войной Дворец культуры недалеко от г. Тореза. Фото - Facebook Алисы Соповой
Полную запись эфира со Станиславом Федорчуком можно посмотреть здесь: