Миллиард на ветер. "Семья" продолжает кормиться из бюджета под предлогом вывоза безвредных "токсинов"
История, которую мы сегодня расскажем, может обойтись простым налогоплательщикам почти в миллиард гривен. И эти деньги пойдут не куда-нибудь, а представителям окружения Януковича. В частности, бывшему экс-министру топлива и энергетики Эдуарду Ставицкому.
Получить с украинцев сотни миллионов гривен скрывающийся в Израиле Ставицкий намеревается руками своего неофициального представителя в Украине Ильи Марчевского. При Януковиче господин Марчевский был советником министра Ставицкого, а сейчас он пытается вывести из Украины деньги, присвоенные в результате реализации придуманной Ставицким схемы по якобы вывозу якобы токсических отходов из одного из регионов Западной Украины. На самом деле, вместо токсических отходов фирма Ставицкого-Марчевского вывозила простую землю.
Как Ставицкий и Марчевский токсины вывозили
Схема по "очищению" западной Украины от бюджетных миллионов родилась в голове Ставицкого еще летом 2013 года. Тогда, в июле, тогдашний премьер Николай Азаров вдруг озаботился здоровьем жителей Ивано-Франковской области – и подписал распоряжение КМУ о выделении денег на вывоз опасных отходов с содержанием гексахлоробензола, которые хранились на полигоне токсических отходов ООО "Ориана-Галев" в Калушском районе на Ивано-Франковщине.
Деньги на благое дело выделялись немалые. Поэтому власти, согласно законам Украины, объявили тендер, в котором, согласно "законам" Семьи, победила "своя" фирма – ООО "С.И.Консорт ЛТД". Эта украино-британо-израильская бизнес-структура не имела опыта работы с опасными отходами – зато имела другое неоспоримое "достоинство": она принадлежала (и принадлежит сейчас) экс-советнику Ставицкого Илье Марчевскому. Себе в помощь фирма Марчевского в качестве компании-подрядчика выбрала ООО "Си Буд Систем". Владелец – все тот же Марчевский. У обеих фирм – один офис на Краснозвездном проспекте, один номер телефона и даже общие секретари.
Фирмы Марчевского должны была вывезти и утилизировать токсичные отходы с одного только полигона в Калушском районе. Сумма сделки изначально составила 871,85 млн грн. Позже аппетиты выросли, и бюджет был увеличен до 1 млрд – поскольку на полигоне под Калушем вдруг "обнаружили" 32 тысячи тонн опасных отходов. При том, что в 2010 году, до "первой волны" вывоза гексахлорбензола, его там насчитывалось около 11 тысяч тонн, а компании Марчевского предстояло довывозить то, что не вывезли тогда. Так что цифру 32 тысячи тонн люди знающие называют фантастической.
Половину из общей суммы сделки (451,93 млн грн) должна была оплатить Ивано-Франковская область, а точнее – Управление строительства Ивано-Франковской ОГА. Возмещение другой половины суммы (452 млн грн) брало на себя Минприроды. Правда, по факту на этот момент Марчевский из областного бюджета получил 125 млн грн, а из государственного – 228 млн. За оставшиеся полмиллиарда гривен сейчас идет нешуточная борьба.
Фиктивный долг
"Долг платежом красен", - говорится в пословице. Если, конечно, этот долг (а в нашем случае – вывоз и утилизация токсичных отходов) был.
Израильская фирма утверждает – отходы вывозила, за что Ивано-Франковская ОГА и Минприроды задолжали ей по 4 договорах от 2013 года: от 29 августа, 12 ноября, 13 ноября и 5 декабря. Умалчивают представители фирмы только об одном: вместо токсичных отходов гексахлорбензола они вывозили… обычную землю, которая опасного вещества содержала менее 0,3%. Соответствующий вывод сделали эксперты Института имени А.Н.Марзеева АМН Украины. Проанализировав состав грунта, который под видом токсических отходов вывозили предприимчивые дельцы из фирмы Марчевского, они заявили: вывозить эти так называемые "отходы" за границу нет никакой необходимости.
Однако не зря в то время при власти были ставленники Ставицкого – в частности тогдашний министр экологии и природных ресурсов Олег Проскуряков и его заместитель Александр Сушко. Наплевав на выводы экспертов, эти чиновники заявили: вывозимые отходы загрязнены ГХБ на 32-46% и, согласно Базельской конвенции, предоставили все необходимые согласования для вывоза этой земли за границу как "агрохимические отходы – гексахлорбензол".
Поскольку эти "отходы" вывозились за границу для утилизации – платить за оную Украина должна была только после получения подтверждения от компетентных органов принимающей страны о том, что отходы действительно были утилизированы. Однако Проскуряков и Сушко никаких подтверждений ожидать не стали – и обязали Ивано-Франковскую ОГА принять работу как выполненную и перечислить деньги на счета фирмы.
Вместо токсинов – земля и строймусор
А принимающая страна свои выводы таки сделала. Утилизировать украинские "токсичные отходы" должны были в Польше (которая, в виду невозможности проведения утилизации, собирается вернуть привезенные "токсины" в Украину). А также на британском заводе "Tradebe". И, если верить данным Британского Агентства по охране окружающей среды, по дороге пестициды чудесным образом "выветриваются": вместо анонсированных Минэкологии 46% гексахлорбензола в протестированных в Великобритании образцах выявили 1-2%.
Еще одно подтверждение афера с вывозом "токсических отходов" получила в декабре 2013 года. Тогда сотрудники МВД и пограничники задержали и обыскали груз, который фирма Марчевского вывозила через порт в Ильичевске. Тогда были отобраны пробы "отходов гексахлорбензола", под видом которых "С.И.Консорт ЛТД" вывозила груженную в мешки землю с травой, камни и какой-то мусор. Вывоз тонны такого "токсического" груза государству обходилось в 32 тысячи гривен!
Однако довести до конца начатую проверку правоохранителям не дали. По личному указанию Януковича корабль с грузом был отпущен еще до того, как в лаборатории провели анализ отобранных проб. Кстати, эти пробы до сих пор хранятся на предприятии, которое их отбирало по просьбе МВД – так что для получения подтверждения реализации "ювелирной" схемы по "освобождению" государства от "лишних" денег Ставицким и компанией не хватает исключительно политической воли нынешних властей.
Не судом, так кадровыми назначениями
А пока власти не видят или не хотят видеть аферы стоимостью в миллиард – Марчевский успешно продолжает вывозить деньги из Украины. В частности, сравнительно недавно, 30 октября, он добился нужного ему и Семье решения Высшего хозяйственного суда Украины, который обязал Ивано-Франковскую ОГА выплатить "задолженность" перед ООО "С.И.Консорт ЛТД" в размере 294,3 млн грн.
На очереди – Минэкологии. Тут, похоже, решено было обойтись без судов. Чтобы получить "законно украденные" сотни миллионов, Марчевский и Ставицкий решили протолкнуть на ключевые должности в министерстве своих людей. В частности, Семья надеется на то, что одну из ключевых должностей в экологическом блоке правительства нардепа Игоря Рыбакова. На должность начальника отдела кадров в Минприроды Марчевский и Ставицкий лоббируют кандидатуру госпожи Авраменко, которая раньше работала со скандальным эксминистром и в Минэнерго, и в Минприроды. Теплое местечко в финансовом департаменте по протекции Марчевского и Ставицкого может занять еще один "свой" человек – госпожа Яровая. Более того, по информации "Обозревателя" даже ставший по квоте Тимошенко министром экологии Игорь Шевченко министерский портфель получил не в последнюю очередь благодаря лоббированию его назначения нардепом Александром Онищенко, который в 2011-13 годах вел совместный бизнес по продаже природного газа со Ставицким и Александром Януковичем. Правда, поговаривают, кандидатуру Шевченко он лоббировал не в память о старых-добрых деньках – а за внушительную сумму денег.
Учитывая такую расстановку фигур в новоназначенном Минэкологии, в том, что Марчевскому и Ставицкому удастся снова основательно подчистить бюджет, сомнений практически нет. Если, конечно, на происходящее не обратят внимания правоохранительные органы. Впрочем, "взыскание долгов" за вывоз "токсичных отходов" - далеко не единственный интерес Ставицкого в постреволюционной Украине. В частности, его интересует концентрация ресурсов в нефтегазовой сфере. Уже сейчас проходит переоформление 19 спецразрешений на добычу нефти и газа, а также налаживается сотрудничество по разработке украинских нефтегазовых месторождений совместно с российским "Газпромом". Но это уже совершенно другая история.