Белорусские предприниматели в Смоленске: от процветания к кризису
Экономический кризис заставит вернуться из России на родину белорусских предпринимателей, чья вера в бизнес-благополучие на территории РФ заметно пошатнулась.
Смоленск по-прежнему остается рынком сбыта белорусских товаров, а также городом, куда белорусы охотно едут учиться и "тратить деньги". Однако нынешний экономический кризис в России заставляет белорусских бизнесменов подсчитывать убытки.
Начало начал
Расцвет белорусского бизнес-присутствия в Смоленске пришелся на один кризис, закат, видимо, придется на другой. В мае 2011 года произошел обвал белорусского рубля более чем на 50 процентов по отношению к основным валютам. Летом того же года предприниматели приостановили работу, так как не могли формировать цены из-за дальнейшего падения национальной денежной единицы. А с декабря многие стали переводить свой бизнес в Смоленск, чтобы окончательно не разориться.
Бум прихода белорусов на рынки приграничных областей России пришелся на 2012 год. По оценкам российских бизнес-порталов, до 40 процентов белорусских предпринимателей пробовали свои силы в стране-соседке. Поэтому сегодня в Смоленске белорусские торговые точки – это норма, причем как в центре города, так и в спальных районах.
Руководитель юридической компании "Эрудит-Консалт Смоленск" Олег Радченков считает, что первая волна миграции белорусского бизнеса в российское приграничье была даже раньше - когда приняли белорусско-российское межправительственное соглашение о взимании косвенных налогов. Фирма Радченкова специализируется как раз на отрытии в России обществ с ограниченной ответственостью для белорусов. Эта тема стала востребована, поясняет он, когда оба государства, борясь с фирмами-однодневками, усложнили процедуру возмещения НДС. Чтобы работать дальше, нужно было увеличивать штат сотрудников для оформления налоговых документов. Белорусские бизнесмены нашли выход: регистрировать свои фирмы в Смоленске.
Конец благополучия
Уроженец города Орша Артем Кравченко, который остался работать в России после окончания Смоленского госуниверситета, отмечает, что только белорусских студентов в Смоленске насчитывается до десяти тысяч человек, и большинство из них планировало после учебы остаться жить в более богатой и стабильной России. Однако к началу ноября вера в благополучие начала колебаться.
Для предпринимателей обвал российского рубля означал повторение белорусской ситуации трехлетней давности: они снова не знали, как формировать цену при постоянно падающем курсе. А когда Россельхознадзор в ноябре запретил поставки белорусского мяса и молочной продукции в Россию и стал разворачивать фуры на границе, владельцы магазинов, специализировавшихся на белорусских продуктах, начали подсчитывать убытки.
Лидер смоленского отделения партии "Яблоко" Сергей Ревенко замечает, что цены на продукты питания и топливо в городе пока не растут, хотя курсы основных валют уже умножились в два раза. Зарплаты в Смоленске прежние и колеблются пока вокруг планки в 20 тысяч рублей, говорит он (в валюте они упали с 600 до 300 евро в месяц), но заметного ухудшения жизни россияне пока не ощущают. Власть блюдет интересы крупных ритейлеров, которым приказано сдерживать цены, объясняет Ревенко, а малые предприятия, видимо, будут закрываться.
Что дальше?
Председатель общественного объединения белорусских предпринимателей "Перспектива" Анатолий Шумченко отмечает, что на родине уехавших в Россию бизнесменов никто не ждет: белорусам самим тесно на своем рынке. Если в России ларьки, торгующие мясной продукцией - это норма, то Беларусь перенасыщенна гипермаркетами, с которыми конкурировать мелкие предприниматели не в силах. "Те, кто отправился в Россию, взяли билет в один конец", - резюмирует Шумченко.
Неясно, каково будущее экспортного жилищного проекта "Витебский квартал", который строится по инновационной технологии из материалов Витебского домостроительного комбината в смоленском микрорайоне Киселевка. Менеджеры компании "Новое пространство" предлагают здесь двухкомнатные квартиры за 36 тысяч долларов США в пересчете (в Витебске аналогичная квартира стоит 50 тысяч долларов). За год белорусы возвели первые четыре дома из запланированных тринадцати. Но кто и по какой цене продолжит строительство, остается вопросом.
Проблемы возникли даже у промышленных гигантов. В сентябре обанкротилось совместное предприятие "Атлант-СМ" по производству белорусских холодильников. Причиной закрытия завода стало отсутствие оборотных средств. Заместитель гендиректора Дмитрий Соколовский на совещании в Смоленске официально вынужден был сообщить, что возобновить производство уже не представляется возможным.
"Маленькие радости"
Пока одни белорусы терпят в России убытки, другие экономят на покупках, пользуясь курсовой разницей и тем, что Россия и Беларусь входят в Таможенный союз, а значит вывозимая ими бытовая техника и автомобили не облагаются пошлинами. Для автоперевозчиков шоп-туры в Смоленск стали отдельным видом бизнеса: в выходные количество маршруток из близлежащих белорусских городов, паркующихся возле смоленских торговых центров, доходит до полусотни.
Белорусы отмечают, что, например, отечественную обувь в России можно купить в три раза дешевле, чем в Беларуси. Борясь за покупателя, продавцы снижают цену вдвое, но, учитывая еще и падение российского рубля, пара обуви стоимостью 120 долларов США фактически продается здесь за 35 долларов.