Казахстан: игра в преемника накануне выборов?
Накануне предстоящих президентских выборов в Казахстане внось приобрел актуальность вопрос о вероятном преемнике Нурсултана Назарбаева. С чем это связано и каковы прогнозы экспертов?
Предстоящие 26 апреля досрочные президентские выборы в Казахстане оживили одну из популярных дискуссий в обществе: о преемнике или преемнице Нурсултана Назарбаева. Хотя в том, что нынешний глава государства будет переизбран вновь, никто, похоже, не сомневается. Но существует мнение, что после победы на нынешних выборах Назарбаев займется вопросом подготовки своего преемника. И в этой роли он якобы видит свою старшую дочь Даригу Назарбаеву.
Многовекторный преемник
Раньше среди тех, кто может сменить Нурсултана Назарбаева на посту главы государства, называли разные имена - и зятя президента Тимура Кулибаева, и Даригу Назарбаеву, и нескольких чиновников из так называемой "старой назарбаевской гвардии".
"Это одна из излюбленных конспирологических тем для политологов и экспертов по Казахстану, - отмечает казахстанский оппозиционный политик Амиржан Косанов. - Я уверен в том, что сейчас это главная головная боль президента. Он может вести многовекторную политику внутри своего окружения, периодически обещая тому или другому лицу "постназарбаевские" лавры".
Таким способом президент проверяет этих лиц на лояльность, на то, не закружится ли раньше времени у "кандидата" голова, не начнет ли он свою собственную политическую игру, уверен Косанов. "Иногда организовываются соответствующие утечки, а некоторые "кандидаты в преемники" после вхождения в этот топ-лист позже попадают в опалу. Допускаю, что при таком раскладе даже сам президент не может со стопроцентной уверенностью сказать, кто будет преемником, скажем, через 5 лет", - говорит оппозиционер.
Жузы, элиты, семья
"Для аналитика важно, интересы каких групп в первую очередь играют роль в определении возможного преемника, и какие факторы определяют специфику вопроса. В Казахстане это, с одной стороны, обязательный учет клановой структуры и мнения жузов, особенно старшего жуза. Но одновременно это и экономические интересы элит, проявляющиеся в политике и в формировании групп влияния во власти", - считает немецкий эксперт по Центральной Азии Михаэль Лаубш (Michael Laubsch).
Он указывает на то, что эти группы тоже прилагают усилия, чтобы их интересы в первую очередь были учтены при решении вопроса о том, кто будет находиться на верхушке власти после Нурсултана Назарбаева. Более того, некоторые группы хотели бы принять активное участие в определении подходящего кандидата.
Далее, третий фактор, согласно мнению эксперта, - это семья президента, которая имеет свои тайны и свои экономические интересы. И их соблюдение должно быть обеспечено преемником и в будущем. "В целом, это сложная и не совсем прозрачная конструкция, в которой ключевая роль принадлежит Нурсултану Назарбаеву. Но просто волюнтаристским решением он как опытный политик этот вопрос решить не может. В любом случае он должен решить задачу перехода от первого президента ко второму без открытого конфликта околовластных групп между собой", - говорит Михаэль Лаубш в интервью DW.
Византийский орнамент
Какие признаки могут помочь определить "преемника" президента Казахстана? Амиржан Косанов предлагает не упрощать проблему до уровня "кто стоит рядом с президентом, или кто вошел ту или иную в делегацию". По его словам, "политика в Акорде (название президентской резиденции в Астане. - Ред.) - византийского типа", и не нужно "все воспринимать буквально, возможны ложные ориентиры".
"Хотя после выборов можно приглядеться, кто станет руководителем администрации президента и главой правительства. Все-таки это очень важные позиции во властной иерархии. Также надо будет смотреть, кто после предстоящих парламентских выборов станет главами палат парламента, за которыми конституция закрепляет высокий приоритет", - продолжает политик.
Временный президент?
"К тому же, если произойдет перераспределение полномочий между ветвями власти, о чем Нурсултан Назарбаев заявлял в своей предвыборной программе, то и проблема преемника может приобрести новое звучание, например, тогда можно будет говорить о "коллективном преемнике", - подчеркивает Амиржан Косанов. Тогда, по его мнению, политическая конструкция транзитного периода будет более сложной. "Конечно, существует вариант перераспределения полномочий между президентом, парламентом и правительством. Но это уже изменение конституции", - отмечает оппозиционный политик.
Михаэль Лаубш также указывает на то, что аналитики также не уверены в том, что назначение "преемника" - это единственный вариант, рассматриваемый главой государства. "Обсуждается возможность и некоего "временного президента" на переходный период после ухода Нурсултана Назарбаева. Его назначение даст время кланам и группам договориться между собой. А уже после этого снова страну возглавит человек, который, вполне вероятно, будет принадлежать к клану Назарбаева", - рассуждает Михаэль Лаубш.
"Фактическая несменяемость власти в Казахстане в течение четверти века создала атмосферу отчужденности большинства казахстанцев от реальных политических процессов. Общество отвыкло от того, чтобы власть задавала вопросы и считалась с мнением народа", - подводит итог Амиржан Косанов. Он уверен, что и вопрос о транзите власти будет решаться без участия электората. Но тогда, говорит политик, власть будет нести всю полноту ответственности за эти важные решения.