Родственники жертв лайнера Germanwings: Нужны компенсации и извинения
Можно ли измерить страдания родственников жертв авиакатастрофы в деньгах? Об этом спорят авиакомпания и адвокаты потерпевших. Germanwings предлагает 25000 евро, адвокаты хотят по 200000.
Катастрофа была ужасной. 24 марта около 11 часов по местному времени на юге Франции разбился cамолет A320 немецкой авиакомпании Germanwings, совершавший регулярный рейс 4U9525 из Барселоны в Дюссельдорф. На борту находились 144 пассажира и 6 членов экипажа. Как утверждает следствие, причина катастрофы - самоубийство второго пилота Андреаса Лубица (Andreas Lubitz), направившего лайнер в гору.
Germinwings - это лоукостер, дочернее предприятие авиаконцерна Lufthansa. Его глава Карстен Шпор (Carsten Spohr) сразу после катастрофы заверил родственников и близких погибших, что Lufthansa окажет им всю возможную помощь - без проволочек и бюрократии. И действительно, все пожелавшие были доставлены на место трагедии. Семьям погибших авиакомпания выплатила по 50 тысяч евро экстренной помощи.
Но первый шок прошел. О размерах компенсации за нематериальный ущерб взялись спорить юристы. Авиакомпания предлагает по 25 тысяч евро, адвокаты потерпевших требуют по 200 тысяч. Трагедия обрастает некрасивыми подробностями. Родственники погибших обратились с открытым письмом к шефу Lufthansa Карстену Шпору.
Он напоминают, что с ними лично общались президент Германии Йоахим Гаук (Joachim Gauck) и канцлер Ангела Меркель (Angela Merkel). А вот господин Шпор - нет. Некоторых родителей погибших в катастрофе школьников, пригласивших Шпора лично участвовать в похоронах, Lufthansa не удостоила даже ответа.
Как подсчитать страдания в евро и долларах?
Один из адвокатов, профессор Эльмар Гимулла (Elmar Giemulla), представляющий интересы 36 семей жертв авиакатастрофы, охотно согласился на интервью. И первый вопрос, конечно же, был о цифре 200 тысяч евро: откуда она взялась? Почему не потребовать от авиакомпании, скажем, 150 тысяч или, например, 3 миллиона?
"Безумно трудно оценить человеческую жизнь в денежных единицах", - признает Эльмар Гимулла. Но тут же напоминает, что пассажиры рейса 4U9525 испытали неимоверные страдания. Агония длилась от 6 до 7 минут, пассажиры видели, как машина резко снижается, а капитан корабля пытается прорваться в кокпит. Пассажиры, по его мнению, отчетливо сознавали, что это - их последние минуты.
И тут 25 тысяч компенсации за нематериальный ущерб, которые предлагает Lufthansa, намного ниже сумм, определенных судами в сходных случаях. Например, если взять статистику последних 20 лет, то в случаях авиакатастроф родственники жертв получали в среднем по 6,5 миллиона долларов. По сравнению с такими суммами 200 тысяч - более чем скромно. "Мы хотим разумного возмещения ущерба. Мы не собираемся требовать миллионы, потому что тут сразу возникает подозрение, что речь идет исключительно о деньгах. Этого мы хотели бы избежать. Нужен разумный компромисс", - поясняет Гимулла.
Lufthansa сожалеет, но интервью не дает
Официальный представитель концерна Lufthansa Андреас Бартельс (Andreas Bartels) в ответ на открытое письмо родственников жертв катастрофы выразил сожаление, что "тон ужесточился". В то же время он указал, что Lufthansa безо всякой бюрократии уже выплатила по 50 тысяч евро экстренной помощи. Сверх того, компания предлагает по 25 тысяч евро компенсации за нематериальный ущерб, плюс по 10 тысяч ближайшим родственникам погибших.
Так что общая сумма может легко перевалить за 100 тысяч, например, если погибший оставил после себя супруга и двоих детей. И это еще не все. В случаях, когда погиб главный кормилец семьи, Lufthansa готова выплачивать пенсии. В общем, сумма может составить более 1 миллиона евро.
Отвергает Андреас Бартельс и упреки в том, что Lufthansa не принесла извинений. Все родственники погибших получили подписанные главой концерна письма с соболезнованиями. Со многими из них Карстен Шпор общался лично, но, к сожалению, не со всеми. Бартельс сожалеет, но личного ответа от главы Lufthansa на открытое письмо родственники погибших не получат.
Конечно же, многое в заявлении официального представителя Lufthansa вызывает вопросы. Например, чтобы получить 10 тысяч, о которых он говорит, ближайшим родственникам предлагается принести справку от врача об их душевных страданиях. Но как их зафиксировать, если один по натуре - стоик и страдает молча, а другой - ипохондрик и жалуется всегда? И еще вопрос: не проще ли концерну Lufthansa заплатить, чем нести имиджевые потери?
Однако на телефонные запросы DW об интервью отдел Lufthansa по связям со СМИ обещает перезвонить, но обещания не выполняет. А на запрос об интервью по электронной почте даже не удосуживается ответить. Поэтому приходится цитировать заявление, которое официальный представитель Lufthansa Андреас Бартельс опубликовал через агентство AFP.
В пятницу, 24 июля, на месте крушения лайнера во французских Альпах состоится траурная церемония захоронения неопознанных останков и траурная служба по погибшим. Lufthansa берет на себя все транспортные расходы - впрочем, она обязана это сделать по закону. Возможно, эта встреча поможет сторонам найти компромисс и не доводить дело о компенсациях до суда.