Украинская политика сильна своей непредсказуемостью. Но для участников президентской кампании неопределенность – слишком опасная опция, и они стремятся не пускать ситуацию на самотек. Поэтому страну и пытаются разбить на электоральные заповедники, играя на привычных слабостях их постоянных обитателей.
20 лет – один ответ
Наверное, только Леонид Кравчук не выиграл выборы за счет разделения страны на два противодействующих лагеря. Бывший куратор идеологии в ЦК КПУ, вставший у штурвала независимой Украины, переиграл своего давнего оппонента Вячеслава Чорновола на классе и эйфории, связанной с обретением независимости. Однако Леониду Макаровичу пришлось горько пожалеть о недостаточном внимании к юго-востоку страны: летом 1994-го Леонид Кучма с пророссийскими лозунгами победил во втором туре досрочных президентских выборов. Плакаты Кучмы в водолазке и костюме (вот когда пригодится стиль "красного директора") в нарочито скромном, черно-белом исполнении органичнее вписывались в тогдашние социально-экономические реалии, чем парадные портреты Кравчука.
Уже в 1999 году Леонид Кучма использовал не только российский опыт освобождения от "красного пояса", но и совершил неплохой для его возраста и политического опыта кульбит. Противостоявшая Кучме "каневская четверка" на поверку оказалась мало похожей на аналогичное по численности объединение мушкетеров Дюма. Скорее, она больше напоминала террариум единомышленников, в котором каждый тянул одеяло на себя при негласной поддержке Банковой.
Благодаря разладу в рядах конкурентов действующий глава государства ловко избавился от наиболее опасного конкурента – тогдашнего спикера парламента и лидера СПУ Александра Мороза, после чего во втором туре разыграл карту целенаправленного антикоммунизма, обкатанную в 1996 году в России. Оставить без поддержки политика, обещающего остановить "красную угрозу", обработанные государственной информационной машиной жители Центральной и Западной Украины не смогли. Правда, Леониду Даниловичу обстоятельства не позволили продемонстрировать "нового Кучму" во всей красе, но это совсем другая история.
Украинская пересортица
Проходившие на смешанной основе парламентские выборы 2002 года и президентская кампания 2004-го существенно различались между собой. Если в 2002-м Партия регионов шла в составе блока "За едУ!", то после оперативного смотра рядов соратников Кучмы и утверждения Виктора Януковича главой правительства взяла курс на его подготовку к президентским выборам.
Виктор Федорович после одобрения программы действий правительства весной 2003-го возглавил "регионалов", но президентская кампания вряд ли может быть занесена ему в актив. Янукович оставался свадебным генералом на чужом празднике, которому предстояло одновременно демонстрировать лояльность Кучме, выстраивать собственную команду и бороться с Виктором Ющенко, у которого была неплохая фора не только в рейтинге, но и во времени.
В своей избирательной кампании 2004 года Виктор Янукович работал кандидатом, от которого зависело немногое. Тон задавали российские политтехнологи, вбросившие в информационное пространство страны идею разделения Украины на три сорта, педалировавшие темы "меншовартості галичан" и другие малоаппетитные инициативы. Украине, по большому счету, так и не удалось залечить нанесенные той кампанией раны. Страна остается надорванной по Днепру, при этом ни "оранжевые", ни "сердечно-белые" не рискнули после победы придти на Донбасс, предложив тамошним жителям качественную политическую альтернативу "региональным" обещаниям. Неудивительно,что Виктор Янукович лечил колено у алтайских шаманов недолго и в 2006 году возглавил президентский рейтинг, чтобы не уходить с его вершины на протяжении нескольких лет.
Красавица и чудовище
За время пребывания в премьерском кресле и в статусе лидера парламентской оппозиции Юлия Тимошенко успела превратить рейтинг Виктора Ющенко в подстилку для своего восхождения на политический Олимп и воспользоваться самоуверенностью Арсения Яценюка в собственных целях. Пожалуй, только убаюкать бдительность Виктора Януковича обещанием президентского кресла с полномочиями английской королевы Юлии Владимировне не удалось. Экономический кризис, который Тимошенко не смогла остановить на пороге Украины, разрушил ее планы экспансии на Донбасс. Одних обидных выпадов в адрес Януковича в эфире общенациональных СМИ оказалось недостаточно, чтобы выбить того из колеи.
Тимошенко повезло меньше. На ее электоральном поле топтались Арсений Яценюк и Виктор Ющенко, пусть и набравшие на двоих чуть более 10%, но разрушавшие монолитную поддержку тогдашнего премьера. Все они стремились заручиться поддержкой электората Запада и Центра, в чем лучше других преуспела Юлия Владимировна. Ее крепко подвели соратники: если "дело педофилов" может рассматриваться как политическая технология, то вместо Виктора Лозинского вряд ли кто-то другой устраивал сафари на человека в лесах Кировоградщины. Впрочем, лидер "Батькивщины" была настроена исключительно на победу, не располагала "планом Б", поэтому так и не справилась с тяжестью поражения весной 2010-го.
Расширяйся, не то проиграешь
Президентская кампания 2015 года уже идет полным ходом, и в ней просматривается несколько тенденций. Виктор Янукович, используя Юго-Восток в качестве трамплина, рассчитывает найти в центральных областях зону расширения своих электоральных возможностей. Если Соглашение об ассоциации с ЕС будет подписано, то ситуация для него окажется благоприятной.
На что рассчитывают представители "Батькивщины" и "Свободы", понятно не до конца, поскольку качество их проникновения на идеологически не дружественную территорию Донбасса оставляет желать лучшего. Результаты парламентских выборов могут служить скорее бальзамом для душевных ран и весьма условным ориентиром. В этом смысле положение предпочтительнее у Виталия Кличко, который хорошо известен всей стране, но не располагает качественной партийной структурой.
Думаю, что не ошибусь, если скажу, что будущие президентские выборы пройдут по правилам преферанса, ее участники сначала постараются взять чужие взятки, понимая, что свои от них никуда не убегут. Нас, безусловно, ждут острые политические комбинации и соревнование государственной и оппозиционных пропагандистских машин, в котором будет трудно рассмотреть актуальные для всех граждан смыслы.