Несмотря на проевропейский курс новой украинской власти, белорусы пока не могут рассчитывать на статус политического беженца на Украине. О том, кто и как пытается изменить ситуацию.
Общественные активисты из Беларуси, укрывающиеся на территории Украины от возможных политических репрессий на родине, надеялись, что после смены власти в этой стране им будет проще получить здесь статус политического беженца. Однако белорусы до сих пор получают отказы украинских миграционных служб в предоставлении им политического убежища. Чтобы изменить ситуацию, белорусские активисты в Киеве при поддержке украинских политических партий и общественных организаций, начиная с ноября прошлого года, провели ряд акций по привлечению внимания украинских политиков к этой проблеме.
Как при Януковиче
Инициатором кампании стал Вячеслав Сивчик - знаковая для белорусской политики фигура: вместе с Юрием Ходыко в 1996 году он стал первым белорусским политзаключенным постсоветского периода. Снова попасть за решетку, говорит Сивчик, он мог и в 2010 году после разгона акции оппозиции против фальсификации президентских выборов в Беларуси, в которой он принимал активное участие. Полтора месяца Сивчик жил в Минске на полулегальном положении, опасаясь ареста, позже выехал на Украину, где создал общественное объединение "Белорусский центр", одним из направлений деятельности которого стала помощь политическим беженцам из Беларуси.
Вячеслав Сивчик отмечает, что ранее на Украине и при президенте Ющенко, и при Януковиче белорусов не выдавали белорусским властям, но и статуса беженцев не предоставляли. По мнению политика, проблема в том, что власти Украины руководствуются своими интересами, в которые не входит признание политических репрессий в Беларуси. "Например, все заметили, - говорит Сивчик, - что и новый президент Петр Порошенко встречался с Лукашенко, но при этом никто с украинской стороны не контактировал с белорусской оппозицией - все делается с оглядкой на политическую ситуацию".
По словам Сивчика, начиная с 1996 года, когда прошел непризнанный Советом Европы референдум, изменивший Конституцию страны, белорусы получали статус политбеженцев только в странах Евросоюза и США. Больше всего их осело в Бельгии, Польше, Чехии и Эстонии. Однако из-за визового барьера попасть туда довольно тяжело, поэтому самым легким вариантом для них является укрытие на Украине. "Если Украина отстояла на Майдане свой европейский выбор, то она должна принимать беженцев по правилам развитых демократических стран", - считает Сивчик.
Белорусские беженцы и отказы
После событий, произошедших на Украине год назад, появился список из как минимум четырех белорусов, которые помогали украинцам на Майдане и теперь просят статус беженца. Врач Галина Сорочик, когда начались события на Майдане, присоединилась к работе докторов в импровизированной больнице в здании Дома профсоюзов. Дмитрий Гунич бежал из Беларуси вместе с женой Анжеликой. Вместе они участвовали в акциях протеста на Майдане, где Дмитрий был одним из руководителей защиты здания киевской мэрии. В феврале прошлого года он получил термические ожоги глаз от разрыва гранаты, из-за чего временно утратил зрение.
Все трое претерпели гонения на родине и приехали в Киев после разгона акции белорусской оппозиции 19 декабря 2010 года в Минске. Но при режиме Виктора Януковича на статус беженца не рассчитывали, и только после его падения, надеясь на демократизацию Украины, весной прошлого года они подали прошения о предоставлении им убежища. Однако в ноябре все трое получили отказ.
У четвертого претендента, пока ожидающего ответа, Олега Овчинникова несколько иная история. В 2011 году, будучи активистом одной из белорусских оппозиционных организаций, он был задержан спецслужбами за раздачу листовок, после чего его отчислили из Гомельского университета. В Киев, признается Олег, поехал на один день, чтобы увидеть все своими глазами, но задержался надолго: в январе прошлого года он помогал возводить баррикады в центре украинской столицы. Через месяц был вынужден вернуться в Беларусь, чтобы обменять паспорт, и снова попал в поле зрения белорусского КГБ: был опознан на фотографиях с Майдана, размещенных в социальных сетях. Дождавшись обмена документа, он сразу же скрылся на Украине.
Петиция президенту
Активисты "Белорусского центра" рассчитают на поддержку украинского гражданского общества. Наибольшую помощь им оказывает киевская организация "Комитет освобождения политузников", название которой говорит само за себя. "Несмотря на то, что Украина выбрала европейский путь развития, - объясняет ее координатор Татьяна Близнюк, - проблема политузников в стране до сих пор актуальна". Но не смотря на наличие внутренних проблем, ее организация решила ходатайствовать перед миграционной службой, чтобы вопрос белорусских участников Майдана рассматривался еще раз.
Помогают белорусам и политики из самых различных партий, говорит Олег Овчинников. А депутат Верховной рады Украины от "Радикальной партии" Игорь Мосийчук в конце ноября даже нанес визит в миграционную службу Украины, где обсудил белорусские ходатайства. Кроме того, с просьбой дать политическое убежище белорусам - участникам Майдана, получившим негативный ответ, украинскими и белорусскими активистами начат сбор подписей под петицией президенту Украины Петру Порошенко.
Украинские реалии
Наиболее близок к статусу беженца на Украине оказался Игорь Тышкевич, покинувший Беларусь еще в 2008 году. Рассмотрение его дела длится до сих пор: он то проигрывал, то выигрывал суды. В результате у него на руках оказался документ, подтверждающий, что Украина не имеет законных оснований для выдачи его Беларуси. Игорь Тышкевич отдельно подчеркивает, что принципиально отказывается от услуг посредников.
Что это означает, стало понятно из пояснений других белорусов: были случаи, не подтвержденные документально, а значит недоказанные, когда убежище давали за деньги. Впрочем, украинские журналисты менее политкорректны, и на одной из пресс-конференций в ноябре минувшего года открыто задали вопрос главе общественного объединения "Белорусский центр" Вячеславу Сивчику, почему белорусские беженцы не хотят дать взятку, чтобы получить нужный статус - если уж таковы реалии Украины.
На это политик отвечает, что если события на Майдане были названы "Революцией достоинства", то недопустимо поступать недостойно. "Кампания ведется в интересах всех белорусов, - подчеркивает он, - вопрос - смогут ли они в будущем укрыться на Украине, спасаясь от возможных репрессий на родине, ведь эта тема снова актуальна в преддверии очередных президентских выборов, которые пройдут в Беларуси осенью".