"Человеку, который решает мою судьбу". Девочка из Донецка написала пронзительное письмо
Помните историю американской девочки, которая в разгар холодной войны написала письмо Юрию Андропову и потом, по его приглашению, приехала в Советский Союз? Саманта Смит - школьница из штата Мэн, прославившаяся благодаря обращению, которое она адресовала только что ставшему Генсеком ЦК КПСС серому кардиналу из КГБ.
Саманта как-то увидела на обложке журнала "Time Magazine" президента США Рейгана и нового советского руководителя Андропова. В одной из статей того же журнала говорилось, что новый глава СССР является весьма опасным человеком, под его руководством Советский Союз как никогда ранее угрожает безопасности США. Девочка Саманта не разбиралась в геополитике, но, вероятно, испытывала те же чувства, которые сегодня переживает 15-летняя Нина Крюкова из Донецка.
"Вы, конечно, не обязаны отвечать на этот вопрос, но я хотела бы знать, почему Вы хотите завоевать мир или, по крайней мере, нашу страну. Господь сотворил землю, чтобы мы все вместе могли жить в мире и не воевать", - написала Саманта. Ее обращение было напечатано в газете "Правда", после чего Андропов ответил Саманте пропагандистским рассказом о миролюбивой политике СССР и о "великом Владимире Ленине". А в это время шла полным ходом Афганская война, развязанная Советским союзом именно по его, Андропова, инициативе.
Саманта все-таки приехала в Советский Союз и ее называли послом доброй воли. Покидая СССР с пионерской формой, подаренной в крымском "Артеке", девочка улыбнулась телекамерам и крикнула по-русски: "Будем жить!". А в своей книге "Путешествие в Советский Союз" она сделала вывод: "Они такие же, как и мы".
...Письмо Нины, девочки из оккупированного Донецка, каждый волен трактовать по-своему. Например, как обращение к Путину. Или - к Порошенко. Или даже - как письмо Обаме. Или как обращение, которое могло бы отрезвить земляков Нины, придумавших себе несуществующую страну "Новороссия", не заботясь о последствиях.
Но трудно не заметить параллели.
Как и 33 года назад - мир хрупок. Но в нем живучи лидеры, мечтающие о мировом господстве. "Страшное оружие, которое может в один миг убить миллионы людей" (это цитата из ответа Саманте самого Юрия Андропова) – не только предмет бравады глупых пропагандистов, но и реальная угроза. Наша любимая страна Украина оказалась на острие геополитики. Северный сосед переживает период, который уже был в его истории. Путин повторяет ошибки Андропова, делая Россию страной-изгоем. И, как и 33 года назад, война держится не только на оружии, но и на страшной лжи. А в планах лидеров стран слишком мало значат жизни рядовых сограждан и их детей.
Обращение донецкой девочки Нины, как и письмо американки Саманты, наполненное тревогой и заботой о ближних, может пойти на пользу разным людям, наделенным чрезвычайной властью.
Письмо "Человеку, который решает мою судьбу, но не подозревает о моем существовании" прочитал в эфире передачи "Восточный дневник" на "Обозревателе" друг семьи этой девочки – заслуженный артист Украины, бывший актер Донецкого национального музыкально-драматического театра, а сегодня – актер Киевского национального академического драматического театра имени Франко Андрей Романий.
"Обозреватель" публикует текст письма Нины Крюковой.
"Здравствуй, Человек, который решает мою судьбу, но не подозревает о моем существовании. Наверное, ты не сможешь понять всё то, что я хочу рассказать - боль не передать словами. Да я и не уверена - надо ли, умеешь ли ты и вовсе ее ощущать? Просто, потерявшись в этой жестокой реальности, и осознав, что бессильна, пытаюсь найти оправдание тому, что в свои 15 лет я становлюсь свидетелем настоящего безумия, ломающего мою судьбу.
Я жила в прекрасном городе миллиона роз и никогда не задумывалась о завтрашнем дне. Война была далеким фантомным событием, узнать о котором можно лишь по книгам. А выключить можно с помощью кнопки пульта. Я растрачивала своё время и любила только собственное отражение. И, к сожалению, тогда мне было этого достаточно. Но зеркало треснуло с первыми взрывами, разбилось на тысячи осколков, в каждом из которых отражалась я, но уже не та, какой была.
Человек, который решает мою судьбу, но не подозревает о моем существовании, ты знаешь, что такое страх? Вот я поняла. Страшно - когда люди уезжают в никуда, покидая всё, потому что иного не дано. Когда живешь в неизвестности, информационной блокаде. Когда гибнут неповинные люди. Когда разочаровываешься в самой себе.
Человек, а ты когда-нибудь видел неразорвавшийся снаряд? А он торчит напротив моего дома. Я не знаю - чей он. И, наверное, не узнаю. Но важно то, что он несет смерть всему живому. ТЕПЕРЬ Я РЕДКО СПЛЮ ПО НОЧАМ, ВСЁ ВСЛУШИВАЮСЬ В ОТЗВУКИ ВЗРЫВОВ И СТРАШНО ТО, ЧТО ДЛЯ МЕНЯ ЭТО СТАЛО ЧЕМ-ТО ПРИВЫЧНЫМ. Человек, а ты молишься так же часто, как и я - ранее не верившая в Бога?
С экранов телевизоров рассказывают о новинках моды, а в моем городе в моде каски и бронежилеты. Я не помню когда в последний раз надевала туфли, ведь в них быстро не сбежишь в подвал. Человек который решает мою судьбу, но не подозревает о моем существовании, ты когда-нибудь выходил из дома, зная, что можешь не вернуться? А я делаю это каждое утро... А ВЕЧЕРАМИ С УЖАСОМ СМОТРЮ НА ИСКРЫ В БЕЗДОННОМ, НЕКОГДА МИРНОМ НЕБЕ. И ЭТО ВОВСЕ НЕ САЛЮТ, ЭТО ЧЬЯ-ТО СМЕРТЬ.
Человек, а ты когда-нибудь молил о мгновенной смерти? А тут так делает каждый, для нас смерть – избавление. Я уже перестала бояться её. Мне страшно от того, что из моей жизни могут исчезнуть дорогие мне люди. Да, я не видела Великую отечественную, но я вижу эту войну и для меня она страшней.
Я виновата лишь в том, что от меня ничего не зависит. И что мне остается? Только сны, в которых я живу прежней жизнью, но война пробралась и в них, превратив их в кошмары. Лично во мне сломалось что-то. То, что заставляло верить в сказку. И теперь я не знаю, что ждет меня впереди и смогу ли я заглушить боль, которую я испытываю каждый день.
Человек, который решает мою судьбу, но не подозревает о моем существовании, я, наверное, не смогу тебя изменить. Я просто хочу, чтобы ты знал - меня зовут Нина. И я тоже ЧЕЛОВЕК".
Нина Крюкова, Донецк, 15 лет.