Бизнес-империя семьи Тимошенко: ритейл, скупка земли, энергетика
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Издание "Хвиля" проанализировало несколько сот электронных писем дочери Юлии Тимошенко, выложенных на сайте zhuzhaleaks.com. Неизвестные хакеры вскрыли личную почту Евгении Тимошенко, которая вела переписку с адвокатами, бизнес партнерами и т.д. Анализ переписки позволяет понять масштаб бизнес-империи семьи Тимошенко.
Например, она владела крупнейшей розничной сетью АТБ, которую продала весной 2011 года. Семья Тимошенко вложила деньги в альтернативную энергетику, вела переговоры о покупке производства элитного французского текстиля. Интересно, что в одном из писем мы нашли даже упоминание "Хвилі". В общем, достаточно интересный материал для понимания насколько отличается образ от сути.
Эпизод с АТБ Маркет: В феврале-апреле 2011 г. 17 сообщений Евгении и юриста Олега Шевчука (Proxen & Partners) посвящены загадочной "сделке по продаже долей в УК ООО". Как нетрудно догадаться из переписки, речь может идти только об одном УК ООО — #1 розничной сети в Украине "АТБ Маркет" с товарооборотом 15.1 млрд. грн. в 2011 г. Остается лишь гадать, кто же был таинственным покупателем #1 ритэйлера Украины, и какова была сумма сделки. Если отталкиваться от рыночных мультипликаторов, 100% компании стоили на тот момент порядка 5 млрд. грн. И хотя номинальными акционерами "АТБ Маркет" числятся Геннадий Буткевич, Евгений Ермаков и Виктор Карачун, фактическое вовлечение Евгении Александровны Тимошенко в процесс продажи красноречиво говорит о реальной структуре собственности крупнейшей национальной сети.
Эпизод с Solena Fuels: В 2010 семья Юлии Тимошенко приняла решение инвестировать в коммерциализацию технологии BTL (biomass-to-liquids) в Украине и мире. В частности, 93 письма из более чем 5,000-тысячного архива Евгении касаются компании Solena Fuels, стартапа из США (округ Колумбия), разработавшего технологию плазменной газификации биомассы и мусора, и последующего синтеза авиатоплива методом Фишера-Тропша. Инвестиции семьи Тимошенко в капитал Solena Fuels составили $15 млн. Детальный анализ предложения Solena Fuels показывает, что без специальных тарифов для "зеленой" генерации и биотоплив оно неконкурентоспособно. К примеру, типичный завод Solena Fuels, работающий на биомассе, имеет установленную мощность 1,800 баррелей синтетических углеводородов в сутки (bpd) и 20 МВт электроэнергии. Капитальные затраты на сооружение такого завода компания оценила в £218 млн. Таким образом, капитальные затраты на баррель установленной мощности (за вычетом электроэнергии) составляют $163,000 / bpd, что значительно выше рыночного уровня. Полный цикл нефтедобычи и нефтепереработки сейчас требует капитальных затрат порядка $70-80,000 / bpd, а производство CTL (coal-to-liquids, синтетические топлива из угля) порядка $130,000. Вместе с тем, проект вполне жизнеспособен при нынешних высоких ценах на нефть, но лишь до первого ценового обвала (какой был в 2008 г., например).
Переписка также показывает, что Евгения Тимошенко общалась на тему долгового финансирования проекта с Credit Suisse, ЕБРР и другими западными финансовыми институтами. По состоянию на июль 2012 Solena Fuels сумела продать идею лишь муниципалитету Лондона, в Украине продвижение технологии было осложнено низкой платежеспособностью локального рынка и политической обстановкой, неблагоприятной для инвестиций.
Агропроект: Семья Тимошенко активно инвестировала в процесс консолидации украинской земли. В частности, в 2011 г. Евгения получила "предложение по земельному проекту", в котором шла речь об услугах юристов для централизованной скупки прав аренды паев на украинскую землю. Что ж, остается надеяться, что Юлия Владимировна, так яростно выступающая против продажи земли иностранцам, не обидит себя, любимую. Компания "Agicole" планировала консолидировать порядка 30,000 га земли в 5 областях Украины в течение 6 недель.
Помимо крупных инвестпроектов, Евгения обсуждала с заинтересованными лицами массу мелких проектов:
Daniel Porthauld: Евгению также пытались "подписать" на бизнес-проект turn-around обанкротившейся французской компании по производству элитного домашнего текстиля Daniel Porthauld. Первоначальный объем инвестиций для получения контроля составлял лишь 300,000 евро, однако необходимо было также финансирование рабочего капитала на десятки миллионов евро. Чем закончилась эта инициатива, из переписки неясно. Примечательно, что даже близкие знакомые Евгении цинично играют на ее чувствах: "I thought about your family because I have a total trust in your mother and you"…
Blue Sky Capital Strategies: проекты корпоративного финансирования и торговли энергоносителями.
Hermitage Capital LLP: Исходя из переписки с неким Mark Sabah, Евгения является пайщицей фонда прямых инвестиций Hermitage Capital, того самого фонда, сотрудником которого являлся убитый в московском СИЗО Сергей Магнитский. Фонд специализируется на вложениях в рынки акций и активное наблюдение за менеджментом публичных компаний.
Индийская недвижимость: В июне 2012 г. Евгении предложили вложить в индийский инвестиционный фонд с фокусом на коммерческой и офисной недвижимости. Ожидаемая доходность составила 12% годовых в долларе, что сравнимо с доходностью украинских проектов, однако несет куда меньший риск за счет диверсификации.
Программа частного размещения: В марте 2011 г. Евгения подписалась на программу частного размещения, т.е. на участие в выкупе ценных бумаг у эмитентов значительно ниже номинальной стоимости. Следует отметить, что минимальный "чек" в такого рода операциях составляет $10 млн.
Прочие мелкие бизнесы: Дистрибуция оборудования для безопасности аэропортов, переработка старых шин и т.п. Это peanuts для семьи Тимошенко, ведь "мама" задекларировала аж 219,000 грн. годового дохода и двухкомнатную квартиру в днепропетровской хрущевке.
Это только незначительная часть бизнес-проектов, которые можно найти в переписке Евгении Тимошенко. Впрочем, и этой информации достаточно, чтобы осознать насколько отличаются истинные интересы могущественной семьи олигархов от публичного образа "борцов за демократию". Остается надеяться, что семья Тимошенко наймет хакеров, которые взломают почтовый ящик Александра Януковича или Андрея Клименко. Общественность будет благодарна.