Две правды: историк рассказал, может ли история поссорить украинцев и поляков
Сегодня нет оснований для конфликта между Украиной и Польшей на почве различий в трактовке вопросов истории – если только кто-то не захочет намеренно заострять эту тему из политических соображений. Такое мнение в комментарии "Обозревателю" высказал старший научный сотрудник НАНУ, экс-начальник архива СБУ Сергей Кокин.
По его словам, вопросами общей истории "уже двадцать лет занимаются совместные украино-польские форумы историков. Историки принимали совместные декларации, поэтому все разногласия преодолимы, если действовать с точки зрения науки и не абсолютизировать отдельные документы".
"Есть ли надежда, что мы не скатимся до взаимных обвинений?" - спросил "Обозреватель". "Думаю, уже нет. Потому что уже опубликовано очень много совместных документов, найдены формулы, с которыми можно с исторической точки зрения все объяснить. Тем более что написаны книги – людьми, которые работали с закрытыми ранее архивами, в том числе с архивом СБУ, в том числе и польские историки. Они видели это все, изучали, и продолжают этим заниматься. Поэтому если из каких-то крайних политических побуждений кому-то не захочется снова заострять эти темы, историки сами в состоянии со всем разобраться", - заверил он.
Читайте:
Кульчицький: чому, ідучи назустріч полякам, ми повинні зневажати свою історію?
Комментируя заявление президента Польши Анджея Дуды, который 15 декабря пребывал в Киеве с официальным визитом, о том, что отношения двух стран должны основываться на исторической правде, Кокин сказал: "Видимо, речь идет о самых острых проблемах на территориях совместного проживания украинцев и поляков", "прежде всего, об украинско-польских конфликтах в начале ХХ века, которые потом вылились в вооруженное противостояние на территории нынешней западной Украины. Это то, что некоторые историки называют украинско-польской войной, хотя я не считаю этот термин правильным".
Историк добавил: в 1920-30-х годах "были элементы национального и религиозного угнетения украинцев, были преследования Православной церкви в Польше в конце 1930-х годов", имело место социальное неравенство.
В этом контексте Кокин рассказал о причинах наиболее трагической страницы в украино-польской истории – Волынской трагедии. "В основе трагических волынских событий была несправедливость, которая творилась там в предыдущий период. Поэтому когда в обстановке войны появилась возможность ответить на насилие еще большим насилием, оно и проявилось".
В то же время историк убежден: "украинцы не должны снимать с себя вину. Была предложена формула "Прощаем и просим прощения", и она вполне приемлема. Но надо помнить об этом, надо изучать, надо отдать должное жертвам. Если есть возможность установить виновников, от этого тоже не надо уходить. Потому что преступление всегда персонифицировано", - подчеркнул он.