Комментарий: Оппозиция зря думает только об узнаваемости
Российской несистемной оппозиции удалось повысить свою узнаваемость, но это единственный ее успех на региональных выборах, считает политолог Иван Преображенский.
Успех или неудача российской несистемной либеральной оппозиции не зависит от результата сентябрьских выборов. Причина в том, что стратегия, которую выбрала партия ПАРНАС во главе с экс-премьером Михаилом Касьяновым, не связана с реальной борьбой за власть.
Главная и давняя болезнь российской либеральной оппозиции в том, что она постоянно борется с информационной блокадой, которую организовали власти. В итоге, в борьбе за узнаваемость и доступ к избирателям оппозиционеры забывают о том, что гражданам надо еще предложить какую-то привлекательную и реалистичную политическую и экономическую программу. "Мы будем делать все не так, как Путин" - это очень слабая программа. Для победы нужен простой, понятный каждому набор предложений о том, как выводить страну из кризиса, а не констатация того, в какой катастрофической ситуации находится Россия. Это избиратели знают гораздо лучше либеральной оппозиции на собственно опыте.
Власть поддержала оппозицию?
В единый день голосования в 2015 году в России пройдут выборы в большинстве регионов страны. В 11-ти будут выбирать региональные собрания, во многих областных и районных центрах - городские советы, и в трех десятках субъектов федерации - губернаторов. Но ни на губернаторском, ни на муниципальном уровне не будет формальных представителей "Демократической коалиции", как называли себя в течение предвыборной кампании кандидаты от партии ПАРНАС. Им удалось включиться в борьбу только в одной области - Костромской. Причем на победу они не рассчитывают: задача-максимум для оппозиционеров - преодолеть пятипроцентный проходной барьер и избраться в областной парламент.
Конечно, в том, что "Демократическая коалиция" не участвует в выборах в других регионах, виноваты отнюдь не оппозиционеры. Власти старательно "помогали" ПАРНАСу на протяжении всей избирательной кампании поднимать узнаваемость. Способы были привычными. Полиция беспричинно задерживала не только агитаторов, но и самих кандидатов, тиражи газет - арестовывались по надуманным основаниям, в штабы засылались шпионы. Под конец, во всех регионах избирательные комиссии отказались регистрировать "Демократическую коалицию". И суды не дали оппозиционерам оспорить это решение нигде, кроме Костромы.
Все это дало возможность оппозиционерам долгое время быть в центре внимания прессы. Они голодали в Новосибирске, ловили фальсификаторов подписей в Калуге, попадали за решетку в Костроме. Но, к сожалению, нигде не боролись за власть. И тут уже никак нельзя сказать, что виноваты в этом исключительно действующие власти. Оппозиция с начала лета боролась не за победу, а за участие, недвусмысленно давая понять, что главная ее цель не здесь, в глухой провинции, а в Москве. И не в этом году, а в 2016-м и 2018-м годах, когда пройдут вначале думские, а затем президентские выборы.
Репутационные издержки
Достаточно вспомнить, как организованные оппозиционерами праймериз, в которые власть совершенно не вмешивалась, также прошли в атмосфере здорового скандала. В итоге, еще до старта предвыборной кампании о "Демкоалиции" иногда сообщали даже государственные федеральные СМИ. Узнаваемость росла, но складывалась и репутация скандальной политической силы, за которой нет никакой конкретной программы.
Можно ли с такой репутацией убедить недоверчивого и пугливого провинциального избирателя голосовать за оппозицию? Разумеется, нет. И низкий электоральный рейтинг "Демократической коалиции" в Костроме - тому подтверждение. Максимум, на что провинциальный избиратель может решиться - это отдать свой голос не "Единой России", а, например, КПРФ. Прямой связи между действиями Кремля или Госдумы и своей повседневной жизнью рядовой избиратель не видит. А коммунисты, имитирую оппозиционность, говорят с ним на понятном ему языке и потому, в отличие от ПАРНАСа рассчитывают в Костроме на неплохие результаты.
Таким образом, может показаться, что ПАРНАС решил стоявшую перед ним задачу и использовал выборы 2015 года для подготовки к думской кампании, которая стартует уже следующей весной. В действительности же это ошибочное ощущение. Только очень небольшой процент избирателей в России готов, исходя из своих рациональных представлений о политике, голосовать за откровенных аутсайдеров. Большинству же нужен потенциальный фаворит с понятной программой. В противном случае проще голосовать, как начальство велит.
Так что демократы не сделали главного - не продемонстрировали готовность взять власть в свои руки и наличие у них такой программы, которая бы "пошла в народ" и без дополнительной информационной поддержки, переходя из уст в уста, распространилась бы к думским выборам по всей стране. Без этого они и в 2016 году так же останутся за бортом избирательной кампании, как и в 2015-м.
Иван Преображенский - кандидат политических наук, эксперт по Центральной и Восточной Европе, обозреватель ряда СМИ. Автор еженедельной колонки на DW. Иван Преображенский в Facebook: Иван Преображенский