Преемники митрополита Владимира
Состояние здоровья владыки Владимира сейчас оптимизма никому не добавляет. С осени 2011 года он с тяжелой болезнью провел несколько месяцев в больнице, часто оказываясь в ее реанимационном отделении.
Вообще, для лидеров православных церквей такое здоровье – не редкость. Например, умерший в прошлом году в 98-летнем возрасте патриарх Болгарский Максим последние 4 года находился не то, что в реанимации, а в состоянии комы, без сознания. Правда, на время болезни его функции официально исполнял один из митрополитов.
В Киеве от имени тяжелобольного предстоятеля пытался руководить его личный секретарь арх. Переяслав-Хмельницкий Александр (Драбинко), которого сам митр. Владимир прочил в свои преемники. Однако епископат не захотел мириться с фактическим подчинением секретарю, самому юному по возрасту (1977 г. р.) архиерею, и Синод со скандалом отстранил его практически от всех влиятельных должностей.
Заодно во время болезни главы УПЦ выявились и главные вероятные претенденты на этот пост в случае образования вакансии. Ими стали митр. Одесский Агафангел, Донецкий Иларион и Чернобыльский (настоятель Киево-Печерской лавры) Павел, образовавшие настоящий "триумвират" по управлению церковью.
Однако улучшение состояния здоровья митр. Владимира внесло заметные коррективы в данный расклад сил. Правда, даже взяв под свой контроль Синод, владыка так и не смог восстановить статус своего любимца, архиепископа Александра (Драбинко). Хотя все обвинения с последнего и были сняты, но влиятельные должности (как, например, кресло главы Отдела внешних церковных сношений и члена Синода) так и не были ему возвращены.
Вместо этого предстоятель сделал ставку на другого архиерея - тогда еще своего викария, архиепископа Бориспольского Антония (Паканича), бывшего ректором Киевской духовной академии и семинарии. За короткое время архиерей стал Управляющим делами УПЦ, зимой нынешнего года возведен в сан митрополита. Именно митр. Антоний возглавлял на Архиерейском соборе РПЦ в Москве украинскую делегацию – то есть де факто, был позиционирован в качестве своего рода "вице-предстоятеля". Стоит заметить, что такую должность вполне официально предполагалось учредить на Поместном Соборе УПЦ еще в 2011 году. Но опять же с учетом того, что на нее тогда позиционировался арх. Александр (Драбинко), идея была с треском провалена.
Теперь же позиции арх. Александра еще более шатки, чем во время болезни митр. Владимира. Виной тому стал "скандал с похищением монахинь" из Покровского монастыря, аферой с торговлей дорогими автомобилями и прочими сомнительными вещами. Правда, по открытым в связи с этим уголовным делам архиерей проходит в качестве свидетеля, но в ряде СМИ проскальзывали отрывки из якобы состоявшегося диалога главы УПЦ с одним, скажем так, очень влиятельным государственным деятелем. И вопрос последнего был сформулирован так: "Почему архиепископ Александр еще на свободе?"
В общем, владыке Владимиру своего любимца отстоять удалось, но говорить о каких-то реальных претензиях с его стороны на главный пост в церкви пока не приходится. Хотя, как знать: если сохранится нынешний форсированный проевропейский вектор внешней политики, то, пожалуй, более "прозападного" архиерея, чем Владыка Александр найти будет очень сложно…
Кто может стать новым лидером УПЦ?
В конце сентября в Киеве состоялось очередное заседание Синода Украинской православной церкви Московского патриархата. На повестке дня стояло множество вопросов – открытие новых монастырей, лишения сана проштрафившихся священников и т.д. Однако особый интерес наблюдателей вызвали решения об образовании двух новых епархий УПЦ – Роменской и Бориспольской.
В ряде изданий проскальзывала информация, что отдельную епархию для митрополита Бориспольского создали потому, что на пост главы УПЦ может быть избран лишь епархиальный, самостоятельный архиерей. На самом деле, Устав церкви (в отличии от российского) не говорит на этот счет ничего конкретного. Правда, в нем есть многозначительная оговорка: "Собор епископов избирает Митрополита Киевского и всея Украины и определяет процедуру его избрания".
То есть может случиться так, что как раз во время этого самого избрания (в случае ухода митр. Владимира на покой по болезни или более печального исхода), Собор вдруг решит скопировать процедуру "материнской" церкви – и лишит права избираться викарных епископов. Тем самым, кстати, от участия в гипотетических выборах будет отстранен и настоятель Киево-Печерской лавры митр. Павел, чьи позиции традиционно сильны наличием среди его "духовных детей", любящих заезжать в древний монастырь, целого сонма влиятельных политиков Партии регионов.
Правда, другой духовный наставник "бело-голубых", донецкий митрополит Илларион, являясь епархиальным архиереем, тоже может составить серьезную конкуренцию на таких выборах. А вот "акции" былого "фаворита", митр. Одесского Агафангела, в настоящее время заметно снизились. Дело даже не в том, что Владыка является неофициальным лидером "пророссийского крыла" в УПЦ в то время, как курс официального Киева заметно изменился в другую сторону. Но митр. Агафангелу в сентябре исполнилось 75 лет – граничный срок для пребывания в должности для всех украинских архиереев, кроме предстоятеля – чье служение по Уставу является пожизненным.
Правда, пока официальный рапорт об "уходе на покой" (отставке) одесский архиерей не подавал. Что многие наблюдатели рассматривают в качестве своего рода "размена ферзей" - Агафангела оставляют на должности, взамен на Синоде не поднимается вопрос о скандале с похищением монахинь, который мог бы серьезно ударить по арх. Александру (Драбинко) и всему "автокефалисткому крылу" в УПЦ. Однако годы все равно заметно снижают шансы на избрание главы Одесской епархии лидером церкви. Ведь, вне зависимости от формальных оснований, столь преклонный возраст – не лучшее качество для должности, где, по определению, нужны энергичные люди.
В заключении стоит заметить, что позиции митр. Владимира (Сабодана) на своем посту достаточно крепки – гарантией тому является сам президент, очень уважающий владыку. Так что его уход на покой по собственному желанию является маловероятным. Ну а другие варианты – тут уж точные предсказания невозможны.
Соответственно, все вышеприведенные расклады в УПЦ носят достаточно условный характер. Чем-то напоминая социологические опросы образца: "Если бы президентские выборы состоялись сейчас – за кого бы Вы проголосовали?". Хотя опыт показывает, что буквально за считанные месяцы симпатии избирателей порой радикально меняются. Тем не менее, в данный момент расстановка сил "в верхах" самой многочисленной конфессии Украины выглядит именно описанным образом.