Социолог: Беларусам нужна синица в руках, а не журавль в небе

1,6 т.
Социолог: Беларусам нужна синица в руках, а не журавль в небе

По данным НИСЭПИ, 72 процента белорусов готовы принять участие в выборах президента назначенных на 11 октября. Настроения избирателей комментирует для DW социолог Олег Манаев.

По результатам исследования, проведенного в сентябре этого года Независимым институтом социальных и политических исследований (НИСЭПИ), 72 процента граждан Беларуси намерены принять участие в выборах президента. Основатель НИСЭПИ, профессор социологии, преподаватель университета Теннеси (США) Олег Манаев в интервью DW объяснил причину роста политической активности белорусского общества в период избирательных кампаний.

На нынешних выборах важным фактором, повлиявшим на формирование политических предпочтений белорусов, является, по мнению Манаева, украинский кризис. Мир и стабильность для общества сейчас важнее, чем экономические трудности, подчеркнул эксперт.

DW: Чем объяснить, что несмотря на ухудшение экономического самочувствия, 72 процента граждан Беларуси готовы принять участие в выборах и только 15 процентов положительно оценивают возможность бойкота?

Олег Манаев: Сентябрьский опрос НИСЭПИ показал, что заявления некоторых экспертов и политиков об апатии и равнодушном отношении белорусов к выборам ни в коей мере не соответствуют действительности. Можно расценивать как парадокс, но материальное положение никак не влияет на отказ от участия в такой важной электоральной кампании как избрание президента. Более того, почти половина опрошенных - 47 процентов считает, что выборы будут свободными и справедливыми.

Действительно, по сравнению с июнем, число тех, чье экономическое самочувствие ухудшилось, выросло до 42 процентов. Снизился средний размер дохода на одного человека в месяц - с 240 до 200 долларов. 75 процентов опрошенных считают, что белорусская экономика находится в кризисе. Треть уверена, что виновником кризиса является власть во главе с президентом.

Однако при всем этом граждане лояльно относятся к любым попыткам правительства исправить положение. Например, за счет внешней помощи - кредитов от России и МВФ. Причем надежды на улучшение связаны в представлении общества в основном с действующей властью. Ведь почти 60 процентов уверены, что на выборах этого года победитель уже предопределен.

- Насколько готовы белорусы к протестным акциям?

- Число считающих себя в оппозиции к власти - 21 процент, однако рейтинг доверия к оппозиционным партиям за полгода снизился с 19 до 13 процентов. Желающих принять участие в акциях протеста против ухудшения экономического положения также стало меньше - 17 процентов против 23 процентов, готовых протестовать год назад.

Что касается оспаривания результатов президентских выборов, то 49 процентов согласятся с ними даже в случае подозрения на фальсификации, потому что "ничего нельзя изменить". На протестные акции, как и в 2010 году, могут решиться 10 процентов.

Стоит подчеркнуть, что готовность общества к переменам остается невысокой. Основная масса не хочет выходить из зоны своего комфорта, пока не наступит некий обвал. Кроме того, важнейшим фактором, определившим внутриполитические предпочтения населения, стали события на Украине. Результатом воздействия украинского кризиса стал страх пережить подобные события. Это привело к тому, что большинство белорусов выбирает синицу в руках, а не журавля в небе. Мир и стабильность сейчас важнее всего для 48 процентов респондентов НИСЭПИ.

Поэтому население готово мириться с тем, что итог выборов предопределен, что президентом останется Александр Лукашенко, а политический курс страны останется тем же. Можно даже говорить о некоторой степени консолидации общества вокруг идеи мира. Причем на этом выборе сказывается не только результат воздействия пропаганды, но и уроки исторической памяти белорусов, и слабость белорусской оппозиции, не сумевшей своевременно предложить альтернативу развития.

- Каковы рейтинги четырех зарегистрированных кандидатов на пост главы Беларуси?

- Чем ближе выборы, тем выше рейтинг действующего президента - почти 46 процентов. Главный мотив роста рейтинга объясняется тем, что общество видит в Лукашенко реальную силу, которая, как кажется людям, сможет улучшить ситуацию в стране. Причем независимо от того, как оценивается эта сила - со знаком плюс или минус.

Второе место в общем списке у Татьяны Короткевич - единственного представителя демократов на выборах, которую выдвинула общественная кампания "Говори правду". За нее могут проголосовать почти 18 процентов, за главу Либерально-демократической партии Сергея Гайдукевича и атамана белорусских казаков Николая Улаховича - соответственно около 11 и 4 процентов респондентов.

Если же, в соответствии с данными НИСЭПИ, в голосовании примут участие 72 процента из 7 миллионов избирателей, то тогда 46 процентов, готовых голосовать за Лукашенко, превратятся в 64 процента, а 18 процентов за Короткевич увеличатся до 25 процентов. Это весомая цифра поддержки, которую может получить оппозиционный представитель. Другой вопрос, какие результаты представит власть.

Считаю, что стоит сказать об уроне, который нанесла своей неспособностью к консолидации та часть оппозиции, которая сейчас не принимает участия в выборах. Два года оппозиционеры выясняли, кто умнее и красивее для выдвижения единым кандидатом, да так и не выяснили. Масштаб урона можно оценить по ответам респондентов на вопрос: если бы вы знали человека, который мог успешно конкурировать с Лукашенко, за кого из них вы проголосовали бы? Так вот за альтернативу отдали бы голоса 39 процентов избирателей, а действующему президенту - 32 процента. Но разрозненность оппозиции привела к такому раскладу настроений в обществе, которые мы сейчас наблюдаем.

Источник:DW