Генерал Гречанинов: чтобы победить Путина, надо быть умными и не предателями
"Во время нормальной войны предателей расстреливали, а мы с ними цацкаемся"
Перемирие на востоке, объявленное 5 сентября, нарушалось бесчисленное количество раз. Тем не менее, Украина не спешит делать официальное заявление о его срыве. Кому нужно замораживание ситуации на Донбассе? Каковы ближайшие стратегические планы Путина? Сможет ли украинская армия предотвратить их осуществление? Что ждет восток и Украину в целом в ближайшие годы?
На эти вопросы в интервью "Обозревателю" ответил генерал-майор в отставке, президент Атлантического совета Украины Вадим Гречанинов.
-Можно ли назвать перемирием то, что сегодня происходит на Донбассе?
-В понимании россиян – да, в понимании "ДНР" и "ЛНР" - да. В нашем понимании – нет, потому что мы не стреляем, мы только отвечаем. Но они воюют. Просто, может быть, локально, выборочно. Но все это продолжается.
-Почему же тогда украинская сторона официально не заявляет о нарушении перемирия?
-Потому что политически это не выгодно. Такое состояние выгодно тем, что все-таки нет широкомасштабной войны. Я также думаю, в какой-то степени это согласовано с Европой. Им не нужна война, а мы вроде как и не настаиваем на этом.
-То есть ситуация просто замораживается.
-Может быть, это как раз лучше. Самое главное – быть готовым ответить на внезапное нападение, не допускать, чтобы тебя заставали врасплох. Потому что они готовятся к широкомасштабному наступлению. Они хотят через Мариуполь пойти дальше – Запорожье, Николаевская область, Херсонская область, Одесса, Прикарпатье, Крым… Вот их цель. Поэтому так много техники. Но, как я понимаю, нашему руководству эти данные известны, поэтому и армия, и власть готовятся.
Но пятая колонна работает – это очевидно. Во время нормальной войны этих вредителей надо расстреливать, с ними даже разговаривать нельзя. Это мы тут цацкаемся, потому что такая война.
-Вы считаете, что Украина может позволить себе такую неопределенность на востоке, но не может позволить организацию сухопутного коридора в Крым?
-Да, не может.
-Сможем ли мы остановить российского агрессора на пути в Крым?
-Я думаю, да. Теоретически можно уничтожать эту армаду, просто надо умело расставить оружие, людей, минирование, нужно рвать мосты и т.д. Тут должен быть целый комплекс мер.
-Достаточно ли у нас сил?
-Думаю, да. Вообще, как правило, тот, кто находится в обороне, может решать задачи меньшими силами, потому что он находится на подготовленных позициях. Но надо быть умными и не предателями.
-Вы упомянули о пятой колонне. На что она способна?
-Они выдают информацию россиянам о том, где сосредоточены наши войска, о том, куда можно ударить, где можно окружить наши войска, и так далее.
-Почему Служба безопасности не отслеживает такие вещи?
-Служба безопасности отслеживает, но это очень сложно. В СБУ раньше у нас, по сути, было все российское руководство. Министры обороны были, по сути, гражданами России. Целая система была предательской. За это платили деньги. И сейчас платят.
Кроме того, бывает, кто-то что-то ляпнет и даже не задумывается.
-Как вы думаете, что ждет восток Украины?
-Я боюсь, что это то же самое, что и Приднестровье. Это было задачей Путина – оторвать у Украины кусок. А ребятам, которые там выдвинулись, все равно. Им лишь бы заработать. Это беспринципные люди – все за деньги.
Конечно, Украина должна дать Донбассу разумные блага и свободы. Никакой федерализации – эти области должны входить в состав Украины. Вооруженные силы – общие. И так далее. Я не юрист, но думаю, тут надо быть очень грамотным и тонким.
Но в Приднестровье живет порядка 600 тысяч человек, а здесь – около 2 миллионов. Это большая численность населения. И оно неоднородно в плане того, куда идти и что делать.
-Иногда складывается такое впечатление, что Украина оказалась наедине с Россией. Но если вспомнить недавний саммит НАТО, его решения…
-Я думаю, что мы ожидали от Европы, от США больше, чем они могли сделать. Все-таки экономика тоже оказывает большое влияние, потому что сильные мира сего значительно теряют от этого. С другой стороны, они просто боятся Путина, который может применить ядерное оружие.
Если он нанесет превентивный удар, он может потерять страну. Ответный удар уничтожит огромное количество людей, он уничтожит промышленность и так далее. Потому что бить по пусковым установкам уже нет смысла – они стартовали. А нанести "неприемлемый ущерб" для страны – это будет другим направлением.
Я думаю, Путин вряд ли пойдет на это.
Путин и его окружение понимают, что они могут удержаться на высоте только до тех пор, пока они воюют и побеждают. Думаю, это плохо закончится для России. Не сразу, не сегодня. Тем более, что Китай уже забрал большую часть Дальнего Востока, Сибири – там сидит китайское население. Как известно, на своей родине у них места мало, а тут – отличная природа, леса, рыба, дичь.
А Россия сейчас идет в Арктику, где тоже будет несладко, потому что не только она хочет туда зайти. Несколько стран имеют шанс туда ворваться, и там тоже будет настоящая война. А там – газ, нефть…
Но Украине будет очень трудно. Очень трудно. Честно скажу, я вообще боюсь за государство.
-Как долго нам будет "очень трудно"?
-Я боюсь, что несколько лет, пока мир не разберется, что делать.