Реформа образования в бедной стране? Спиваковский рассказал, какая школа нужна Украине
День знаний в Украине – уже давно не такой уж радостный праздник. Для большинства школьников наступает сезон скуки, рутины и бессмысленной потери времени, для родителей – сезон домашних скандалов и слез над учебниками.
С Владимиром Спиваковским, президентом корпорации "Гранд" и основателем одноименного лицея, "Обозреватель" обсудил текущую реформу школы, преимущества разных мировых систем образования, ну и главное – какой должна стать школа в Украине, чтобы все были довольны: и дети, и родители, и государство.
- Как вы думаете, что сейчас составляет основную проблему школьного образования в Украине?
- То, что никто точно не знает, чего от школы хотеть. Нет общей концепции.
Сейчас школой недовольны все: дети на занятия ходить не хотят, учителя работать не хотят, родители жалуются на трудные домашние задания и при этом возмущаются низким качеством знаний детей. А правительство раздражено, потому что оно вроде бы что-то делает для детей, для страны, тратит деньги из бюджета, а кроме жалоб и нервотрепки, ничего от населения не получает.
ЧИТАЙТЕ: Пакостники, хулиганы, заводилы: школьные тайны украинских звезд
Я вам больше скажу: все страны в мире недовольны своей системой образования и пытаются придумать, как ее улучшить. Вдова Стива Джобса объявила конкурс на проект лучшей системы образования для США. Над вопросами школьного образования думают Билл Гейтс и Илон Маск.
Почему все обеспокоены? Моя гипотеза такова. Современный мир потрясают кризисы, от финансового до климатического, причем одновременно, и самые умные люди не то что не знают, как на эти кризисы отвечать, но даже вопросы сформулировать не могут. Уровень знаний даже самых умных людей в мире недостаточен, чтобы решить эти задачи. Значит, нужно учить детей другому и по-другому. И тогда, лет через 20-50, кризисы будут преодолены с помощью качественно новых знаний.
Фото: Волинські новини
Сегодня школа в Украине в основном дает школьникам фундаментальные знания, которые проверяются и определяются тестами типа ВНО. Но в современном мире этого недостаточно. Фундаментальные науки, безусловно, нужны, но кроме них, дети должны освоить навыки и знания, которые помогут им достичь успеха. Нужно готовить детей к бизнесу будущего и профессиям будущего. Нужно учить их необходимым компетенциям: критическому мышлению, выстраиванию приоритетов, принятию решений, работе с информацией, работе в команде, эмпатии, настойчивости, преодолению препятствий…
Мировой тренд – переход от обучения знаниям к обучению пониманию. Этого можно, например, достичь с помощью интегрированных уроков, объединяющих разные дисциплины.
Еще один мировой тренд: от унылости, учебы из-под палки – к мотивации. Ребенок должен хотеть учиться без пугалок. Как это сделать? Правильно выстроить уроки. У нас в Украине сейчас происходит то, что называют "реформой образования". Одним из главных достижений этой реформы является "разгрузка" учебников для начальных классов. Это не совсем правильная постановка вопроса. Вы знаете, например, что в Украине самый короткий учебных год: японцы учатся 240 дней в году, китайцы 230, финны 210, американцы 200, а у нас всего 165 дней? Не так уж наши дети перегружены.
Они не хотят учиться не потому, что много, а потому что неинтересно. Представьте себе ребенка в детском саду – он там находится целый день, но вряд ли пожалуется, что устал. Потому что ему было интересно. Нужно выстроить обучение так, чтобы ребенка захватывал процесс получения новых знаний.
- Сейчас нередко можно услышать мнение, что в современном мире нет смысла запоминать, скажем, таблицу умножения или физические формулы. Информация всегда под рукой. Но мне кажется, это очень неправильно. Многие взрослые уже 10 плюс 10 без калькулятора сложить не могут.
Да, родители часто ноют, что, мол, зачем учить таблицу Менделеева, теоремы, формулы, если все это можно найти в Google. Но это же оболванивание. Должна быть общая эрудиция, не опирающаяся на справочники и Google. Фундаментальные знания развивают логику, память, системность мышления. Чтобы найти ответ в Google, надо еще уметь задать правильный вопрос, а этому не научишься, скользя по верхам. Так что заучивать нужно, вопрос только в пропорциях.
В моей концепции идеального образования пропорция такая: 30:60:10. 60% времени – на изучение и понимание материала, 30% - запоминание, заучивание, и только 10% – генерирование, сочинение новой информации, "креатив".
С другой стороны, фундаментальные науки у нас преподаются из рук вон плохо. Математика, физика, химия резко осовременились, а учебники этого не заметили. Биология живет клонированием, ГМО, ботоксом; физика – коллайдером, химия – графеном. В учебниках же вы этого ничего не найдете. Так нельзя, мир ушел вперед, а мы учим детей прошлому.
- Какого вы мнения о текущей реформе школьного образования? Она изменит что-то в качестве обучения?
- То, что сейчас называют реформой – это косметический ремонт. К нему подключены родители школьников, журналисты, которых я очень уважаю, но не подключены специалисты. Поэтому такая реформа не может изменить систему, она может только предложить не использовать красные чернила и отменить оценки в младших классах. Вот, например, там много сказано о том, что нужно менять отношение учителей к детям. А кто будет переучивать учителей? Они что, просто так возьмут и с завтрашнего дня начнут работать иначе? Учителя как умеют, так работают, тем более за такую мизерную плату.
ЧИТАЙТЕ: Если вы никуда не поступили: 7 советов как это пережить
Многие родители недовольны учителями, а причина в том, что учителя даже от детей безнадежно отстают: дети во многих сферах знают больше, чем учитель. В этом нет вины учителя. Ему просто нужно взять на себя другую роль: стать вместо ментора – штурманом, навигатором. Человеком, который способен произнести волшебные слова: "Петенька, я не знаю, сколько цилиндров в этом двигателе, давай погуглим вместе". Когда Петенька это услышит, у него возникнет мотивация! Он охотно будет вместе с Марьиванной гуглить цилиндры, изохоры, изотеры, октановое число. А маме потом расскажет: "Марьиванна – классная тетка!". Потому что возникнет между учеником и учителем совсем другая атмосфера, психологическое пространство.
- Но вы сами сказали, что это непросто и учителей нужно переучивать, и, очевидно, мотивировать, иначе зачем им меняться. Как этого можно добиться, если у нас нет денег на высокие зарплаты учителям?
- Учителей можно мотивировать по-разному. И деньгами, и должностями. Учитель - единственная профессия, в которой нет карьерного роста. Я предлагаю его создать. Например, недавняя студентка педвуза будет работать ассистентом учителя, с приобретением опыта ее повысят до учителя, а потом, к примеру, до коуча. И в расписании будет написано "Урок ведет коуч Цветенко". Совсем другое дело.
- Это как почетная грамота?
- Нет, это как журналист и главный редактор. Совсем другая работа и ответственность. И зарплата тоже.
- Еще один закон, который сейчас обсуждается, – о полной автономии школ. Что это означает и к чему приведет?
- В частности, это означает, что школа будет самостоятельной финансовой единицей, возьмет на свой баланс все имущество: компьютеры, мебель, все оборудование и само здание. Это десятки, сотни миллионов гривен. А кто будет этим управлять? Директор? Он, возможно, прекрасно преподает географию или ботанику, но никто не учил его быть бизнесменом. Если ошибется в калькуляции – сядет в тюрьму, а он совсем этого не хочет. Получается, нужно и директоров переучивать, точнее, учить заново.
Школа в Путровке. Фото из архива Владимира Спиваковского
В общем, моя идея такая: не надо ничего реформировать "сверху", насильно. Нужно объявить эксперимент, сделать, к примеру, 10 автономных школ и посмотреть, что получится. Вот сейчас мы, с одобрения государства, проводим эксперимент в сельской школе в селе Путровка Васильковского района Киевской области. Воплощаем там нашу концепцию реформы образования. Меня спросили – а слабо сделать из сельской школы конфетку? Мы докажем, что не слабо.
ЧИТАЙТЕ: Такой реформы у нас еще не было
- Деньги-то где взять для таких экспериментов?
- Из разных источников. Если не хватает бюджетных, то есть еще родительские деньги, деньги фондов и спонсоров. У меня есть ответы. Я на опыте лицея "Гранд" обкатываю их и превращаю в концепцию реформы системы школьного образования. Моя концепция изложена в книгах, мой проект прошел в финал всемирного конкурса на лучшую систему образования для США, который объявила вдова Стива Джобса. Мой проект 7-звездочной школы привлек внимание шейха Катара, и я еду туда в октябре делать презентацию для строительства такой школы.
Возвращаясь к деньгам: во-первых, 100 млрд гривен, которые ежегодно тратятся на образование - это очень много. Другое дело, что они расходуются не туда. Как говорит моя теща, "одна мучка – разные ручки", то есть из одних и тех же ингредиентов можно сделать пироги вкусные или нет. Давайте посмотрим, на чем можно сэкономить. 200 млн – на ВНО, это очень много. Я не против ВНО, но оно не должно стоить столько. Потом: в каждой области есть институт повышения квалификации учителей. Где их продукция? Не вижу. Тут тоже есть на чем сэкономить. Но дело даже не в том, чтобы кроить бюджет.
Фото: из архива Владимира Спиваковского
К реформе надо подойти как к бизнес-модели. Сначала провести образовательный маркетинг: выяснить, что хотят от образования потребители этого продукта – государство, семья, учителя, бизнес (потому что в бизнесе работают выпускники школ). Например, чтобы дети были счастливы, здоровы и обладали определенным набором знаний и навыков. Собрав эту информацию, разработать концепцию продукта. Допустим, в идеальном варианте на школы нужно выделять 300 млрд в год. Страна говорит: у меня есть только 100 млрд. Тогда мы начинаем отсекать от концепции все неважное и второстепенное, оставляя только необходимое. Это подход совершенно противоположный тому, который применяется сейчас: у нас есть 100 млрд, давайте их как-то освоим, потратим. Получается треш.
Нужно определить приоритеты. К примеру, обучение учителей новым стандартам, вместо классов – открытые пространства, новые технологии обучения, которые направлены на то, чтобы дать школьникам больше информации за меньшие деньги. Вот это была бы реформа.
ЧИТАЙТЕ: 7*******-звездочные школы – уже реальность
- А как это – дать больше информации за меньшие деньги? Дистанционное обучение?
- В моей концепции – это новые технологии. Например, как помочь школьникам быстро и легко, за три дня, и даже с удовольствием, запомнить таблицу Менделеева? Одна мамочка из США совершила настоящий подвиг. У нее двое детей-подростков, мальчик и девочка, ничего не хотят делать, сорвиголовы. Что она придумала? Каждому загрузила на ноут-бук систему Менделеева и предложила им играть в морской бой, используя вместо клеточек, букв и цифр – таблицу Менделеева. Вместо А1 - Б8 – аргентум 5, гидраргирум 8. Они 10 раз сыграли выучили все наизусть. Мы в "Гранде" пошли дальше. Сделали программу: после того, как все "корабли" подбиты, можно нажать на любую клеточку – и открывается новое окно с информацией об этом элементе. Например, девочка нажала на "серебро" и узнала причину, по которой чернеет ее колечко серебряное. А еще узнала, зачем серебрят воду в бассейне. А мальчик ткнул в "водород" – и прочел про водородную бомбу. Так возникает внутреннее желание постигать знания без пряника и кнута.
Фото: из архива Владимира Спиваковского
Еще мы придумали вместо уроков кейсы, интегрированные уроки, соединяющие разные дисциплины. Например, берем мобильный телефон, показываем ученикам и спрашиваем: что в этом предмете от математики? Программы. От физики? Электроника, электромагнитные колебания. От бизнеса? От дизайна? От химии?
И дальше каждый ответ углубляем. Например, что в этом телефоне от химии? Батарея, электролиты. Сколько дней ваш телефон держит заряд? Обычно сутки. Из чего сделана батарея? Из лития. Хотелось бы вам, чтобы батарея держала дольше, чтобы играть в игры? Хотелось бы. Тогда давайте найдем в таблице Менделеева другой элемент, из которого тоже можно сделать батарею, чтобы дольше держала. Вот формула которая позволяет это вычислить, исходя из атомного веса. Посчитали – графен будет держать заряд неделю или месяц. А теперь посчитаем, сколько стоит графеновая батарейка. 500 долларов – дорого. А есть ли такой элемент, который держит заряд еще дольше? Учитель подсказывает, есть торий. Ториевая батарея будет держать заряд сто лет. Круто? Да. Но тут есть нюанс: радиоактивное излучение. В общем, принцип понятен, да? И в конце урока учитель проговаривает самый важный месседж: "Наше поколение придумало такую штуку, которой до нас не было: мобильный телефон. Мы учим вас, чтобы вы, когда вырастете, смогли придумать еще лучше".
На таком уроке внимание детей не ослабевает ни на секунду, знания надежно усваиваются. Когда ребенок вырастет и попадет на работу, он сможет блеснуть эрудицией, благодаря чему получит конкурентные преимущества.
- О’кей, вы сейчас говорите о собственной концепции образования, и это очень интересно. А какого вы мнения о других концепциях – например, знаменитой финской, которая считается лучшей в мире? Каковы ее преимущества?
- Финская система была лучшей до 2015 года, а сейчас скатилась на 6-е место. На первом – Сингапур, после него Тайбэй, Гонконг, Шанхай... Я был и в Сингапуре, и в Финляндии, знаком с обеими системами. Могу сказать: обе отличные, просто разные.
Финская система строится на принципах, в том числе моральных. Основополагающий принцип – доверие. Родители верят учителям, у них мысли не возникнет критиковать, учитель - святой человек. Начальство доверяет директорам: никаких совещаний, накачек, проверок. Учителя доверяют детям: у учеников мысли нет списать, обмануть, сжульничать.
Следующий принцип – либерализм. Можешь выбирать любые предметы, можешь не ходить в школу. Школьник может остаться в классе хоть на третий год, и никто не будет над ним смеяться. Нет учебных планов, вся программа помещается на одном листке, учитель сам выбирает, когда и о чем ему рассказывать, - не то что у нас, когда 15 февраля во всех школах объясняют одну и ту же формулу.
ЧИТАЙТЕ: Как спасти образование в Украине
Сингапурская система - полная противоположность: авторитарная, диктаторская, постоянные стрессы, за опоздание "расстрел", все из-под палки, есть даже телесные наказания.
Почему обе системы успешны и почему нет смысла повторять чужой опыт? Когда финскую систему объявили лучшей в мире, другие страны кинулись делать франчайзинг: взяли модель и перенесли в Венесуэлу, Японию, некоторые штаты США, привезли методистов, инструкторов. Но ни у кого ничего не вышло. Система образования – это не только косинусы и валентности. Это традиция, культура, история, отношения.
Финляндия – либеральная страна с протестантскими и демократическими ценностями. В центр своей реформы они поставили учителя. Конкурс на поступление в педуниверситеты – 10 человек на место, зарплата от 50 тыс евро. Но при этом – контракт только на 1 год, если что не так, учитель все блага теряет. Условия роскошные, но и ответственность большая. Они сделали на учителя ставку – и им все удалось. Но в других странах с другой культурой эта идея не сработала.
- А что вы скажете про американское образование?
- Американцы своей системой образования недовольны. Неслучайно вдова Стива Джобса решила организовать конкурс на лучшую систему образования. Но когда американскую школу критикуют у нас – мол, американцы тупые, не знают столицу Франции, дважды два не могут умножить, – я отвечаю вот что. Посмотрите на их образование сквозь призму достижений страны. Откуда у них лучшие дороги, автомобили, музеи, университеты, телефоны, компьютеры? Почему среди граждан США больше всего нобелевских лауреатов? И в 98% это именно американцы, а не эмигранты в первом поколении.
Школа в США. Фото: Forum Daily
Ответ: у них система школьного образования заточена на достижение высших лидерских результатов для страны. У них школа не столько для знаний, сколько для формирования либеральных ценностей и для личностного развития каждого человека. Огромное внимание уделяется спорту, творчеству, от театра до танцев и музыки. Дети с ограниченными возможностями учатся с обычными детьми, и все прекрасно ладят, помогают друг другу, если нужно. В школе происходит личностный рост, ребенок раскрывается, как цветок. А уже глубокие знания даются в университете.
ЧИТАЙТЕ: Мы шли к катастрофе несколько лет: иммунолог пояснил причины дефицита вакцин в Украине
В результате люди в США обладают множеством ценных практических навыков. Легко переезжают с места на место, меняют работу и коллектив. Умеют работать в команде, в больших проектах.
Приведу пример, который поразил меня в Австралии, где школьная система похожа на американскую. Там преподавание биологии устроено совсем иначе, чем у нас. Они всю нашу привычную программу втиснули в три года, а еще три года уделяют изучению одной-единственной темы: выбрасывание китов на берег. В рамках этой темы изучают океанские течения, пески, состав воды, анатомию и физиологию кита, поведение планктона и пр. Я поражен, спрашиваю у австралийцев: "Зачем?" Они отвечают: "Мы живем в этом пространстве, а вдруг у нас экология какая-то не такая, и это влияет и на нашу жизнь. Но еще важнее, что дети учатся работать в большом проекте".
- Значит, с Америки вы не прочь брать пример?
- У меня более амбициозная цель – я хотел бы не копировать чужое, а создать в Украине систему образования мирового уровня.
Важно определить цель реформирования. Например, США хочет усовершенствовать свою школу, чтобы оставаться страной с самой сильной экономикой в мире. Великобритания – чтобы дети из Юго-Восточной Азии ехали в краснокирпичные британские колледжи и оставляли там 50 млрд фунтов стерлингов в год, потому что это весомая часть бюджета страны. В Польше ответ такой: "Выравняться, стать как вся Европа, не выше и не ниже". В Сингапуре – создать систему образования мирового уровня. У нас – чтобы все сдали ВНО. Пока уровень амбиций будет таким, никакой толковой реформы не получится.
Но я верю, что все можно изменить. Мы – в смысле "Гранд" - уже продаем свои идеи и учебные материалы за рубеж. Думаю, наступит момент, когда в Украину будут приезжать из Сингапура и Финляндии, чтобы опыт перенимать.