Где заразиться рождественским настроением. Традиционные и неординарные локации с колядками и козой
Зажгите рождественскую звезду в своем сердце, несмотря на все невзгоды
ЕС пересматривает санкционный список окружения Януковича. Эксперты предупреждают, что санкции с некоторых экс-чиновников могут снять, так как им все еще не предъявлены обвинения.
Прошел год с тех пор как Виктор Янукович и высокопоставленные чиновники из его окружения покинули территорию Украины. Правда, несмотря на громкие заявления Генпрокуратуры (ГПУ), никого из них так и не привлекли к ответственности. Более того, обвинительные заключения по уголовному производству ни против самого Януковича, ни против бывших министров даже не были направлены в суд.
Как сообщили DW в пресс-службе Совета ЕС, министры иностранных дел уже проводят консультации, касающиеся санкций в отношении тех, кто указан в списке. Решение по этому поводу должно быть принято до 5 марта. По мнению опрошенных DW экспертов, украинское следствие располагает данными об экономических преступлениях совершенных лицами, находящимися в санкционных списках, но у власти не хватает политической воли для расследования громких коррупционных дел.
Cанкции под угрозой снятия
"Обвинения в совершении преступлений в отношении большинства лиц из санкционного списка были официально выдвинуты лишь в декабре 2014 года после жесткого давления на ГПУ общественности и СМИ", - заявила DW исполнительный директор Центра противодействия коррупции Дарья Каленюк. 20 января Генпрокуратура объявила о подготовке документов для экстрадиции бывшего президента Виктора Януковича, а также экс-премьера Николая Азарова и экс-министра финансов Юрия Колобова.
Однако депутат Верховной рады от блока Петра Порошенко Сергей Лещенко уверен, что многих экс-чиновников могут исключить из санкционного списка ЕС. Исключение в связи с отсутствием предъявленных обвинений, по мнению депутата, может коснуться экс-министра образования Дмитрия Табачника, экс-министра юстиции Елены Лукаш, экс-советника Януковича Игоря Калинина, сына экс-премьера Алексея Азарова, народного депутата и брата экс-секретаря СНБО Сергея Клюева, а также Виктора Януковича-младшего.
Кто выйдет сухим из воды?
Собеседники DW приводят в пример бизнес в ЕС, к которому причастны Азаров и Клюев. Полгода назад в Австрии были заморожены активы компании LPG Trading GmbH, торговавшей сжиженным газом, деятельность которой связывают с Азаровым и олигархом Сергеем Курченко.
По данным старшего помощника генпрокурора по особым поручениям Валерия Карпунцова, в нескольких странах Европы заморожены активы Азарова-младшего на общую сумму более 8 миллионов евро. Но при этом ГПУ пока не сообщала Азарову о подозрении в преступлениях, и арест на его имущество не накладывался.
Имеет все шансы выйти сухим из воды, по мнению наблюдателей, и Сергей Клюев-младший. Эксперты напомнили, что его брату и партнеру по бизнесу Андрею Клюеву в декабре 2014 года было предъявлено обвинение в хищении государственных средств на сумму, эквивалентную 10 миллионам долларов. Но сам Сергей Клюев спокойно ходит на заседания парламента. По словам Лещенко, история с депутатом особенно сложная, ведь для предъявления обвинений его надо лишить депутатского иммунитета.
"Является предметом расследования"
Активисты Центра противодействия коррупции сообщили DW, что в течение 2014 года они направили в ГПУ десяток заявлений со всеми доступными данными об экономических преступлениях лиц, находящихся под санкциями ЕС, и требовали открытия уголовных производств. Как отметил заместитель генпрокурора Алексей Баганец, деятельность некоторых из названных лиц "является предметом расследования", однако более конкретной информации ГПУ не предоставила.
В госорганах уверяют, что хотя результаты работы украинских следователей не слишком заметны общественности, определенные достижения все же есть. По информации службы финансового мониторинга, сумма заблокированных средств на счетах компаний-нерезидентов, подконтрольных Януковичу и его окружению, составила 1,42 миллиарда долларов.
В США, ЕС, Швейцарии и Лихтенштейне заморожены активы окружения Януковича в размере 132,9 миллионов долларов, 118,8 миллионов швейцарских франков и более 14 миллионов евро, пишет украинский англоязычный еженедельник Kyiv Post.
Пресс-служба Генпрокуратуры сообщила DW, что в ходе расследования был наложен арест на ряд квартир, домов и земельных участков. В этом списке: недвижимость экс-премьера Николая Азарова, экс-министра здравоохранения Раисы Богатыревой, экс-министра внутренних дел Виталия Захарченко.По информации реестра прав на недвижимое имущество, наложен арест также на 5 квартир жены и сына экс-министра энергетики Эдуарда Ставицкого.
В то же время у экспертов возникает вопрос, почему не было арестовано другое имущество, связанное со скандальными делами экс-чиновников. Например, дом в селе Романков Киевской области, ранее принадлежавший жене экс-министра МВД Захарченко Людмиле, который был переоформлен на нидерландскую компанию. Или квартира сына экс-генпрокурора Артема Пшонки, которая по информации издания "Наши деньги" осенью 2014 года была перепродана другому владельцу, как и 2 объекта в Киеве фирмы "Киивбуджитло", которые ранее также принадлежали Пшонке-младшему.
Недостаток политической воли?
Эксперты и политики усматривают разные причины неспешного расследования Генпрокуратуры, что может привести к пересмотру и исключению из санкционного списка ЕС имен украинских экс-чиновников. По мнению парламентария Лещенко, существуют сложности со сбором доказательств, ведь многие успели скрыться от правосудия, и "цепочки связей были разорваны". Однако, убежден Лещенко, "есть также много случаев, когда просто не было политической воли для расследования этих дел".
Дарья Каленюк также считает главной проблемой торможения следствия отсутствие волевого решения руководства ГПУ. "Почему его не было, и сколько стоит отсутствие такого решения - это уже другой вопрос ", - заключает эксперт из Центра противодействия коррупции.
Жми! Подписывайся! Читай только лучшее!
Зажгите рождественскую звезду в своем сердце, несмотря на все невзгоды
Представители НАТО "выразили сожаление" из-за растущего сотрудничества РФ и КНДР