Вместо двух раундов переговоров контактной группы по Украине в Минске состоялся один. Удалось договориться только об обмене пленными. Эксперты рассказали DW, кому выгоден такой итог.
Процесс урегулирования вооруженного конфликта на востоке Украины откладывается на неопределенное будущее. Единственное, о чем членам контактной группы по Украине удалось договориться 24 декабря в Минске - это обмен пленными между Киевом и сепаратистами на востоке Украины.
В пятницу, 26 декабря, по данным информагентств, обмен произошел в соотношении 150 украинских военных на 222 сторонника самопровозглашенных республик. Переговоры контактной группы, которые должны были возобновиться в тот же день, не состоялись. Эксперты, опрошенные DW, высказали разные предположения о том, кому подобный итог более выгоден.
Кто меньше проиграл
"Стратегически, это никого не может устроить, но тактически это больше устраивает Киев, потому что время сейчас работает на него", - считает руководитель российских программ Финского института международных отношений (FIIA) Аркадий Мошес. Свою оценку он объяснил худшим экономическим положением оказавшихся под властью сепаратистов регионов по сравнению с остальной Украиной.
Украинский политолог Александр Палий, наоборот, полагает, что итог минской встречи "устраивает Россию в первую очередь, потому что она не хочет выполнения и развития сентябрьских минских договоренностей". По его словам, если выполнить, например, условие о контроле над российско-украинской границей, "то сразу станет очевидным, что террористы не местные".
В свою очередь, директор Московского центра Карнеги Дмитрий Тренин полагает, что исход минских переговоров больше всех удовлетворил самопровозглашенные ДНР и ЛНР, "потому что они выступали в качестве партнеров с киевскими властями, их признают в этом качестве". Несмотря на скромный результат, Тренин видит в нем положительные стороны: "Он устраивает тех, кто надеется, как я, что динамика деэскалации возьмет верх над динамикой эскалации. Переговоры все-таки состоялись после длительного перерыва и нескольких неудачных попыток".
"Сейчас дело не в формате"
Во многом более единодушными оказались эксперты в анализе самого формата переговоров: они не считают его виновным в том, что контактная группа по Украине не смогла добиться в Минске больших результатов. "Сейчас дело не в формате", - уверен Аркадий Мошес. "На этом этапе лучший формат из имеющихся", - согласен и Дмитрий Тренин. Александр Палий, однако, считает, что "все эти вещи можно было бы решить на двусторонних переговорах", имея в виду Россию и Украину, хотя и оговорился, что предпочел бы участие в переговорах других сильных государств, таких как США и страны Евросоюза.
У каждого своя тактика, но все будут выжидать
Пока ничего неизвестно о новом раунде переговоров контактной группы по Украине, из-за чего перспективы кратко- и среднесрочного урегулирования вооруженного конфликта оказываются под вопросом. Какой тактики будут придерживаться в дальнейшем стороны конфликта?
"Киев, как я могу это интерпретировать, будет выжидать", - говорит Аркадий Мошес. Однако он считает, что использование такой тактики таит в себе риски для Киева: "Отказ двигаться навстречу требованиям сепаратистов может привести к новому взрыву военных действий".
Что касается сепаратистов, то им, по мнению Мошеса, остается только ждать сигналов из Москвы, "потому что считать их полностью самостоятельными не приходится, а для Москвы собственные экономические вопросы выходят на первый план и там наверно не очень заинтересованы в резких движениях и военной эскалации".
В целом, Мошес называет ситуацию тупиковой и предсказывает, что в ближайшее время никаких изменений не будет. Он сослался на исследование FIIA, в котором он и его коллеги выдвинули в качестве наиболее возможных два варианта развития событий: "Либо новая война с целью расширения территорий, либо реинтеграция сепаратистских образований на тех или иных условиях в Украину". По мнению Мошеса, пока именно эти два сценария и остаются наиболее реалистичными. "Вероятность вспышки военных действий существует, но не увеличивается", - говорит он.
Александр Палий полагает, что украинская сторона продолжит замораживание конфликта. "Это не наилучший вариант для Украины, но лучшего нет. Также будут попытки купировать конфликт, чтобы он не распространялся на другие территории". Вместе с тем, украинский политолог заявил, что Россия, в свою очередь, также "просто замораживает ситуацию с сохранением возможности взорвать ее в любой момент".
Дмитрий Тренин уверен в том, что Москва заинтересована в поиске урегулирования и реинтеграции сепаратистских регионов в общеукраинское политическое пространство при предоставлении им определенной автономии и проведении новых выборов на согласованных с Киевом условиях. "Я думаю, Кремль, который так или иначе способен анализировать ситуацию и в том числе свои поражения, пришел к выводу, что Крым наш, а вот восток Украины - украинский и о Новороссии говорить не приходится", - заключил эксперт центра Карнеги.
Вместе с тем, по его словам, Россия будет внимательно следить за развитием ситуации на Украине с тем, чтобы при определенных условиях сменить тактику. "Ведь война в Донбассе - только часть украинского кризиса. Что бы мы ни говорили про российскую экономику, но украинская катится в пропасть. А финансовых средств от Европы и институтов типа МВФ явно недостаточно. Это может привести к потрясениям, как благоприятным, так и неблагоприятным с точки зрения Кремля".