Выход есть: бей своих, чтоб чужие боялись
Героями «Большой политики» стали Сергей Тигипко и Леонид Брежнев
Программа началась с ритуальных плясок под барабанный бой: состязались черный и зеленый драконы - казалось, один намерился трахнуть другого. Евгений Киселев вышел без хвоста и поведал, что дракон - добрый зверь.
Прошлись по годам Дракона в истории: начало выпуска «Роллс-Ройсов», тонет «Британик», убили Распутина, изобрели пенициллин, немцы заняли Париж и бомбили Лондон, Елизавета IIвзошла на престол, убрали Хрущева, умер Мао Цзедун, побеждали Буши, тонул «Курск», в общем, все, как обычно.
Ода радости Бетховена в исполнении Олега Шака навеяла мысли о наших европейских видах. Киселев напомнил, что в Брюсселе оппозиция выкаблучивалась, и мама воробьиха чуть не осталась без хвоста - нашу делегацию едва не лишили полномочий.
Они нам бабки дают, а не мы им
Рассказав все про прошедшую неделю, Киселев пригласил в студию Сергея Тигипко - только из Вашингтона. С пустыми руками. Видать, потому ведущий сперва поинтересовался, как тот относится к решению назвать именем Брежнева улицу в родном Днепропетровске.
Тигипко отнесся к этому положительно. Даже несмотря на напоминание Киселева о Чехословакии, Афганистане, психушках для диссидентов. Да пустяки, заметил гость, раз город решил - пусть будет улица Брежнева. (Видать, Сергей Леонидович представил тот момент, когда и его именем решат назвать какой-нибудь дохлый переулок в родном городе.) А нам застой не грозит.
Перешли к МВФ: они требуют повысить тарифы, а мы ни в какую. Население не дадим в обиду. А капиталисты хотят в нас инвестировать... Сам Тигипко докопался, что подписанное с МВФ соглашение было не весьма корректным. С Эстонией дело обстояло не так...
Тигипко заверил, что он со товарищи приезжают в Вашингтон не как зайчики, но не уточнил, как кто именно - слоны или шимпанзе... Но эти стоят на своем: утепляйте потолки и окна! Кредиторы, блин, хреновые! Что ж, они нам бабки дают, а не мы им.
Ситуацию с Россией Тигипко назвал дошедшей до абсурда. Да на нью-йоркской бирже газ стоит 94 доллара - езжай и скупай!.. Но гость выразил уверенность, что с Путиным все же удастся договориться.
Тигипко рассказал, как мы выедем за счет угля, сжиженного и сланцевого газа. Перевернем ситуацию!
Плестись за общественным мнением не намерен
Подключившимся журналистам Тигипко заявил, что мы и без кредита МВФ проживем - год же протянули! Иностранные компании, конечно, лишь ждут, как ринуться в Украину. А Россия, падлюка, давит на нас газом...
Александр Дубинский во вставке сравнил отношения МВФ с Украиной с контактами с соседом-алкоголиком, который непрерывно просит в долг. А деньги придется отдавать - к этому нужно привыкать. Лишь бы курс гривни не рухнул. Если договоримся с Россией, то годик протянем...
Тигипко не пожелал сравнивать нашу Родину с опустившимся алкашом. Ради красного словца не пожалеем и отца, извинился Киселев за всю журналистскую братию. Но гость предложил не посыпать голову пеплом: мы не Греция и не Италия (это уж точно!). Пополним доходную часть бюджета за счет богатых, оффшоров, сократим закупки газа... Тигипко признался, что тщательно готовится к программам Киселева, так что его голыми руками не возьмешь. Из газовой проблемы выйдем обновленными и возмужавшими - уже все кому не лень принялись экономить.
Леонид Швец предложил съехать с газа: а как с реформами, о которых Тигипко вещал с придыханием? Как-никак два года прошло. Пора, видать, признать, что «Сильная Украина» стала слабой. Может, тихо уйти в Партию регионов и продолжать накладывать заплаты?
Тигипко кивнул на Францию и Германию - у правящих партий везде проблемы. Сказать, что мы ничего не сделали, нельзя, но толстый пласт бюрократии пробить трудно. Вице-премьер признался, что говорит много, но он еще и много читает, а также спокойно готовит решения. Он не намерен плестись за общественным мнением, чтобы заработать дешевый рейтинг. Да плевать на него!.. Гость пообещал, что усилий своих не ослабит.
Спасет припадочное руководство
После неприятного ответа на неприятный вопрос Сергей Леонидович выглядел слегка вздрюченным. Он полез в Грецию, в коррупцию, в социальные выплаты, которые лишь растут... Но реально это же копейки, пожал плечами Киселев. А дачи Азарова, Литвина и Ющенко съедают миллионы. Два мира - две реальности.
Тигипко стал оправдываться, что он постепенно улучшает ситуацию для людей. И экономический рост у нас есть, так что нужно перекреститься. Что же до благоденствия чиновников, то не надо доходить до дури. У своих сотрудников Тигипко уже все сократил - остался один «Мерседес» 15-летней давности. И госдач не имеется, выдохнул гость... Пришлось рассказывать про Грузию с президентскими самолетами, вертолетами и резиденциями.
Предположение Антона Подлуцкого, что два года - вполне достаточно, чтобы уяснить, получается или полный завал, Тигипко проглотил, пожелав руководству стать «припадочным». И снова съехал в Грузию: там президент публично извинялся за назначения и увольнял пачками... Свои же и родственные доходы Тигипко честно декларирует. Подлуцкий чуть не прослезился, признав, что у государства не хватает воли для реформ. Бей своих, чтоб чужие боялись - вот выход, добавил Тигипко.
Регионам Тигипко предложил проанализировать ошибки и даже извиниться, если что. А рейтинги можно поднять. Первым же местом в списке Тигипко не дорожит, да и в исполнительной власти ему интереснее.
Поднимемся над буднями
Перешли к парламентским выборам. В обзорном материале Тягнибоку предрекли участь нарушителя конвенции Паниковского. Попрутся по мажоритарке Ющенко, Литвин, Королевская, Ляшко и тоже станут путать карты. Мы красиво, легко и непринужденно выиграем, довольно ухмыльнулся Михаил Чечетов.
Припомнив о Конституционной ассамблее, поприветствовали в студии Марину Ставнийчук. Чего ожидать-то? Гостья предпочла начать с начала. Ассамблея зачухается уже весной... Жестикулируя, Марина Ивановна напоминала воспитательницу детсада, взявшуюся объяснить хулигану Жене Киселеву, как себя вести в высшем свете - ведь его пригласили на утренник на Банковую! Надо не плевать на пол, не ковыряться в носу...
Гостья выразила надежду, что наши политики поднимутся над буднями политической жизни и выродят такое, что весь народ офигеет от восторга. Надо отдавать инициативу на места, тогда и реформы пойдут.
На вопрос об оппозиционерах в КА Ставнийчук принялась рассказывать про то, что политиков вообще собирались не допускать, но передумали. Все могут принять участие! (Значит, никто?) Конкретного числа Ставнийчук так и не назвала, хотя Киселев нудил: сколько из ста? Зато будут профессионалы, обнадежила гостья.
Это по виду - украинец, а по духу - сущий француз
Что до легитимности всех конституционных кульбитов, то гостья заверила, что об этом много думали. Не только Конституцию станем ваять, но и непосредственно гражданское общество. А президент - впереди, на боевом коне, с шашкой наголо! И процедура будет соблюдена. Все за стол, в том числе и оппозиция - и примемся обсуждать!
Марина Ивановна продолжала благодарить журналистов за вопросы, расплываясь в улыбке, но от произносившихся текстов веяло запахом застоявшейся воды в вазе на подоконнике в чиновничьем кабинете. Ставнийчук призналась, что сама вышла из аполитичной науки, потому не даст политикам спуску, и Кравчук ей поможет.
А Медведчук? - подкинул ведущий. Разные организации имеют квоты, так что если его выдвинет какая-то адвокатская контора, то вполне возможно, отметила гостья...
На вопрос: на хрена та ассамблея, если есть парламент? - Ставнийчук ответила по привычке расплывчато. Смысл ответа: а почему бы ей не быть?.. Сколько это удовольствие будет стоить, она тоже не вычислила: по-видимому, не очень много, но зато мы отойдем от постсоветской демократии и станем европейцами.
Вот, насчет президентских выборов ходят разные слухи, заметил ведущий, мол, в парламенте будем выбирать и людей не беспокоить... Ставнийчук высказала мнение, что существующие нормы не будут реформированы... Тогда, может, превратить страну в парламентскую республику? Мы всегда ориентировались на Францию, заявила Ставнийчук, видать, французы нам ближе по духу... Приходите еще, ведущий помахал гостье ручкой.
Надежда на фигу в кармане
Переметнулись в Россию. Киселев выразил сомнение в безоговорочной победе Путина, но не отважился назвать персонаж, который бы его одолел. На помощь призвали Лилию Шевцову. Та начала с метафоры: представим театр, где на сцене один актер, он же режиссер и билетер. Публика ропщет. Лед треснул, но не двинулся. Путину надо выигрывать в первом туре, иначе окажется хромой уткой. Но у него наберется лишь 30% поддержки... 37% - поправил Киселев, сославшись на «Левада-центр», однако когда все определятся, может получиться 62%.
Шевцова возложила надежду на избирателя, который идет на участок с фигой кармане. Значит, придется фальсифицировать.
Но, подрывая собственную легитимность, власть рискует, подкинул Киселев. Что ж, ядерная держава получит нелегитимного президента, развела руками Шевцова.
В борьбе с Путиным Киселев привлек на помощь «Гражданина поэта». Был показан эпизод от имени Агнии Барто... Впрочем, за Путина тревожиться рано.
Москву и Питер он потерял, пояснила Шевцова, но провинция на его стороне - Липецк, Нижний Тагил. Россия дремлет, но еще не ропщет. Да и не уйдет ВВП просто так...
Бизнес-элита ощущает себя на «Титанике» и пристраивается поближе к шлюпкам, отметила Шевцова. Главное, не прозевать, когда пойдет волна цунами. Понятно, что Михаил Прохоров - кремлевский проект, но он вполне может стать героем и без харакири - для этого надо остаться честным.
Меньше смотрите телесериалы, господа!
Из Москвы Киселев перенесся в Днепропетровск, где решили увековечить Брежнева. В улице. Снова связались с Москвой, с журналистом Леонидом Млечиным, только что опубликовавшим биографию Брежнева в ЖЗЛ.
В молодые годы Брежнев был хорош, даже мужики трещали от любви к нему, поведал Млечин. Беда лишь, что 18 лет его правления погубили СССР.
Все прогнило, пустился в воспоминания Млечин, на улицах даже бутерброда купить было невозможно. Косыгинская реформа на самом деле была хрущевской, только все из нее выхолостили. Брежнев, по сути, был милый дядя и хотел разрядки, но, когда он заболел, его товарищи чуть не довели дело до войны.
Ведущий прервал Млечина круглым столом, за которым мило устроились Георгий Крючков, Кирилл Куликов, историк Андрей Портнов и Дмитрий Капранов. Крючков припомнил, что непосредственно контактировать с Брежневым ему не посчастливилось, но от земляков он слыхал, каким прекрасным человеком тот был. О Леониде Ильиче можно говорить долго... Крючков попробовал.
Да когда ж наш руководитель хотел уйти в отставку?! - встал на дыбы Млечин. Дальше кокетства у Брежнева дело не шло... Комментарий Куликова не выдержал критики Млечина: да никакого бриллиантового дела не было, и Андропов не осмеливался даже подумать о замещении Брежнева! Чурбанов же пошел под общую гребенку, когда Андропов занялся коррупцией - поднимать экономику у него знаний не хватало. Меньше смотрите телесериалы, господа!
Клоунада из днепропетровского периода
Брежнев хотел в отставку, стоял на своем Крючков, об этом ему лично Щербицкий докладывал. И Крючков принялся рубить цифрами о процветании Украины в эпоху застоя. Так что улицу надо переименовывать, чтобы не стать Иванами, родства не помнящими.
Музычка бравурная звучит, прохладно... такое впечатление, что мы в морге, заметил Капранов. А Брежнев - клоун-убийца, на его совести и Афганистан, и 68-й год, и Стус, и Марченко.
Портнов в ответ припомнил фестиваль молодежи и Олимпиаду. А кто трубу через Украину протянул?.. Киселев отважился провести параллель с Наполеоном - не надо малевать Брежнева одним цветом. Капранова он не убедил: к Брежневу на могилу люди не ходят.
Киселев попытался поностальгировать: это Хрущев стучал ботинком, а Брежневу рукоплескали Елисейские поля... Млечин не смог сдержать улыбку. Что ж, тогда историю России делили на три периода: допетровский, петровский и днепропетровский. Но при Брежневе продолжительность жизни стала катастрофически падать - вот объективный показатель! А что до улицы, то пусть называют.
Днепропетровский период у нас продолжается, заметил Киселев: Кучма, Тимошенко, Тигипко - из этого прекрасного города... И я, признался Портнов и поведал, что улица эта - новая, просто проезд между домами на промышленной околице. Киселев вздохнул с облегчением.
Портнов принялся объяснять, что днепропетровцев тянет к невыразительности, потому там проиграла Тимошенко и победил Тигипко. И Брежнев для этого славного города вполне подходит.
Пляски на могилах по дороге в ад
Провинциальный синдром присущ не только Днепропетровску, но и Киеву, заметил Капранов. Главное, чтобы герой был наш. Еще лучше прославиться за границей, как Руслана...А Брежневу столько звездочек навешали - как на коньяке!
Куликов припомнил анекдот о генсеке и звонках в ад - дешевом из Москвы и дорогом из Вашингтона - Никсону потом объясняют, что русские звонят по местной связи, а янки по междугородной. Добрые анекдоты были, не так, как сейчас, выдохнул Куликов.
Их специально сочиняли в КГБ, поведал Киселев, это не шутка. А Куликов гнул свое: после отставки Хрущева люди потеряли страх... Да и среди советников находились умные люди - Арбатов, Бовин, припомнил Киселев.
Простые объяснения - это дорога в ад, заметил Портнов и предложил не путать днепропетровцев, скажем, с кировоградцами. Не все так просто. Вон, Юля призывала на выборах голосовать «за свою» и пролетела. А Брежнев неотделим от истории города.
Паскудная некрофилия, отмахнулся неубежденный Капранов. Хватит танцевать на могилах - это наша история, парировал Куликов. Давайте тогда вернем площади имя Гитлера, не сдавался Капранов. А Брежнев дискредитировал идею коммунизма - за это ему низкий поклон...
Оставьте историю историкам, выдохнул утомленный ведущий. Лучше поговорим о продолжительности жизни, который катастрофически падает, предложил выход Портнов. Другой раз, успокоил ведущий...