На "Шустер live" схлестнулись западники и славянофилы
Вектор должен быть восточным
Страна – в студии, объявил Савик Шустер и пригласил к микрофону Виктора Медведчука. В Таможенный союз страну тяните? – поинтересовался ведущий. Гость принялся объяснять свою стратегию: власть и оппозиция намылились в Европу, лишь коммунисты глядят на Москву. Но народ-то смотрит туда же – по крайней мере, его половина… Вектор должен быть восточным, повторил Медведчук и принялся называть цифры, служащие аргументами в пользу ТС. Будем получать 10 млрд. ежегодно на газе, 3,5 млрд. - на нефти… Зрители смежили брови, внимательно вслушиваясь в радужные преференции. А экономический эффект от сотрудничества! – продолжал стелить Медведчук.
Нас пугают потерей независимости, но это полная чушь, заверил гость… Медведчук выглядел достаточно бодро, совсем не так, как на прошлогодних рекламных плакатах. Чувствовалось, что его здоровье не вызывает проблем. В изящном пиджаке и расстегнутой на две пуговицы рубашке он вполне бы сошел за героя ковбойского фильма или, на худой конец, его антагониста. Лишь речь звучала не очень гладко – полезно было бы с камешками потренироваться, как Демосфен.
От похвал ТС Медведчук перешел к критике ЕС. Да Европа завалит наше сельское хозяйство! А это единственная отрасль экономики, которая демонстрирует положительное сальдо. Надо слышать людей, которые создают валовый продукт! Вон, судостроители плачут, а Россия может все спасти и восстановить. Выходить же на новый уровень с ЕС весьма трудно.
Батог уже есть, а пряника не видать
Украина не евразийская, а европейская страна, заявил "свободовец" Александр Мирный и представил свои цифры: получается, что бедные делятся с бедными. Да и наш сахар москали не хотят покупать. Батог уже есть, а пряника не видать.
Медведчук принялся приводить свои доводы: Россия предлагает свой рынок, даже для сахара и свинины. А в Евразийский союз он не тянет – речь идет лишь об экономическим сотрудничестве. Европа же захапает наш суверенитет и вообще будет указывать на украинских просторах…
К разговору подключился советник Путина Сергей Глазьев, который попытался пугануть украинцев низкими зарплатами в Румынии и Болгарии. Не такие уж бедные члены ТС, подхватил Медведчук и привел белорусские и казахские зарплаты, которые выше наших. И производительность труда у нас начнет расти лишь в ТС, а привлекательность ЕС приходится лишь раскрашивать на манер Королевской – тысячными зарплатами. Интерес же России в том, что эффективность ТС после вступления Украины возрастет на 50 %.
Цифры – это антураж, заметил Вадим Карасев, явившийся на программу в бордовых штанах. Он напомнил о производительности труда в Союзе – такая и остается в ТС. Зачем нам 10 млрд., которые все равно раскрадут? В ЕС отнюдь не рай, но там есть возможность жить достойно. А Европа привнесет и политические стандарты, ведь люди же устали от коррупции. Вот и надо жить и работать по европейским стандартам. Передавая же часть суверенитета, мы снимаем нагрузку на бюджет… В порыве Карасев нарисовал сказочную Украину без коррупции.
Цивилизационные часы "Брегет" на руке патриарха
Наша продукция не конкурентоспособна на европейском рынке, заявил Медведчук и пообещал рост безработицы. Наш бизнес швырнут в кипящий котел, и выплывут единицы, остальные потонут… Да не изменит ничего для нас договор об ассоциации! Европа уже не помогла ни Тунису, ни Ливану… Пламенную речь Медведчук завершил бесспорным выводом: воровать надо меньше.
Александр Пасхавер привлек внимание к ценностям, которые исповедует то или иное общество. Именно ценности мы выбираем. Присоединение к богатым создаст стимулы для наших метаморфоз… Пасхавер сообщил, что у него в папочке имеются честные расчеты сторонников ЕС и ТС, но главное – внеэкономические параметры…
Шустер задал аудитории оригинальный вопрос: в какой тюрьме вы бы предпочли сидеть? 83% выбрали европейскую. Там качественное законодательство и судопроизводство, согласился Медведчук, но у нас-то творится черт знает что. Он напомнил о Венгрии, где была принята сталинская Конституция, и Евросоюз встал на уши. Медведчук припомнил времена, когда в Украине были честные суды и можно было судиться с президентом. Да я за цивилизационный выбор! – заверил гость и приплел православные ценности, которые присущи украинцам…
В чем не откажешь Медведчуку, так это в последовательности, заметил Борис Тарасюк. Кучму тянул в Россию, теперь тянет Януковича. Так он же работает на Москву! Но все его цифры – туфта… Тарасюк принялся приводить свои цифры.
Какие цивилизационные ценности? Патриарх Кирилл с часами "Брегет"? – отмахнулся Карасев. Глазьев и Тарасюк стали выяснять, кто больший профессионал, а последний заверил, что в ТС полное равенство сторон, никакого давления России. Просто идиллия, ухмыльнулся Карасев. Да у вас же внутри демократией и не пахнет!
Референдум – дамоклов меч над головой тирана… или народа
Тарасюк напомнил об условиях, выставленных ЕС, а Медведчук – о суверенитете, который обещает нам Москва. Что, наши суды тут же станут английскими? Беда в том, что мы выбираем такую власть и на нее не влияем. А каждая последующая власть хуже предыдущей. Дамокловым мечом над ней должны стать референдумы…
У микрофона Медведчука сменил Сергей Тигипко, но первый еще покричал с места… Свои проблемы мы должны решать сами, заявил Тигипко и предложил вышвырнуть все расчеты. Даже газ из Штатов можно получать дешевле. Надо говорить о прагматичной позиции, а Европа нам предложит огромный рынок. Даже ассоциированные турки развиваются быстрее. Нам же надо менять судебную систему, бороться с коррупцией и создавать элиту. Нам нужен жупел в виде европейских стандартов.
Россия же давит на Украину, напомнил Тигипко, а на нас давить негоже. То конфеты, то сыры, то сахар Москве не подходят. А о культурных ценностях забыли. Цифры же суть байки, и Тигипко легко может совсем иные цифры вывести. Если же придет американский газ в Европу, то о российском можно будет забыть… Медведчук взорвался от газа, но Тигипко был непреклонен, отстаивая европейские ценности.
Захлебываясь, начали выяснять, что такое соглашение об ассоциации и докатились до революции. Мирный попер на миллиардеров: в Польше и Чехии их нет… Тигипко успокоил, что вступать в ЕС будем после референдума. Пока надо вертеть головой и следить за тем, что происходит в России и Европе, но нынче нужно подписывать европейскую ассоциацию.
Валяйте в Европу и не оглядывайтесь!
К микрофону пожаловал Сергей Глазьев, который заверил, что его позиция состоит в том, чтобы разъяснять и говорить правду. Почему же Россия не пересматривает соглашение по газу, если считает Украину братской страной? – спросил Шустер. Условия рынка, пояснил Глазьев. Вот переберетесь на нашу сторону баррикад – получите преференции.
Затронули сельское хозяйство, и Тигипко заверил, что Европа никак его не уничтожает. Все это байки неграмотных стратегов. Тигипко предложил рыночно ориентироваться на Азию, а не на Россию. Медведчук принял Азию, но только через Россию и ТС. Тигипко пришлепнул того украинской курятиной и свининой, которые будем экспортировать.
Вашими устами да мед пить, заметил Глазьев и предложил поговорить о рынках готовой продукции. Украинскому производителю нужен российский рынок, а есть еще авиастроение и ракетно-космическая отрасль. А Европе не нужны украинские самолеты, ее интересует лишь дешевая рабочая сила – прислуга, чернорабочие. Прибалтика потеряла 15% граждан, которые удрали в Европу.
Мы подписываем лишь соглашение об ассоциации, напомнил Тигипко, а оно не подразумевает перемещения рабочей силы… Но эта ассоциация закрывает Украине двери в ТС, испугал Глазьев и возмутился романтическим отношением к европейскому выбору. Тут уж Мирный принялся лупить цифрами.
России ТС нужен для формирования целостной экономики, стал оправдываться Глазьев и рассказал, как победоносно развивается Белоруссия. Карасев посоветовал не сравнивать 9 млн. белорусов с 46 млн. украинцев. Тигипко признался, что не принадлежит к евроромантикам, но с показателями уровня жизни не поспоришь. Глазьев предложил ему продать украинский самолет в Европу – внутри ЕС идет жесточайшая конкуренция. Все захватили немецкие капиталы… А где налоги платятся? – ворвался Карасев.
Украине светит судьба Греции, Испании и Прибалтики, предрек Глазьев, и они с Мирным принялись по-братски цапаться. Главным инвестором в Украину является российский бизнес, не желал сдаваться Глазьев. Тигипко повторил, что нынче выбор между ТС и ЕС не стоит, на что Глазьев заверил, что как раз-то стоит: вступаете в ассоциацию с ЕС – от ТС получаете шиш с маслом.
Да ЕС нам светит лет через 20, отметил Медведчук, на чем дискуссия и была закончена.
Мы выбираем европейские ценности и дружбу с Россией
После рекламы Шустер сделал ошеломляющее признание: первую часть программу записали вчера из-за Глазьева. А тот поведал самое главное: если подписывается ассоциация с ЕС, то на ТС ставится крест. Так куда же Украине податься? 56% зрителей захотели в Европу. Преимущество невеликое, отметил ведущий, перед референдумом можно провести надлежащую работу, и все переменится.
После представления настоящих гостей, среди которых из прежних остались лишь Карасев в тех же бордовых штанах и Мирный, Шустер напомнил о Медведчуке, который утверждает, что десять веков мы с Россией. Кто такой Медведчук? – пожал плечами Гриценко. Он же представляет интересы Кремля и базлает по-москальски. Гриценко же по-английски в эфире не спикает…
Хилые аргументы у Кремля, заметил Андрей Шевченко, а Ирина Геращенко поперла на власть, которая не информирует людей о Европе. А ЕС поддерживает объединение, а не раскол… Не вижу противоречий, заявил Александр Вилкул. Мы выбираем европейские ценности и дружбу с Россией… В дискуссии о дружбе речи не заходило, заметил Шустер.
Европейцы потребляют 70% того, что производят, а в ТС – лишь 11%, поведал Мирный. Коммунист Петр Цыбенко напомнил о хозяевах и изгоях в европейском раю и попросил не клеить ярлыки…
Николай Катеринчук предложил почтить минутой молчанием память погибших в Чернобыле и выразил возмущение тем, что славянские братья продают нам газ по такой цене. Европа дотирует крестьян, а у нас их 13 млн. И приоритет там не государство, а человек.
Кроме религиозного контекста есть много практических вещей, заметил Михаил Погребинский, и ни один европейский полицейский не схватит за руку нашего взяточника. Во Франции голосуют за однополые браки – вот вам и европейская ценность… Начался галдеж, Карасев набросился на Погребинского и в порыве спора попросил того заткнуться. А также поратовал за уважение к человеку и попросил сравнить Северную Корею с Южной.
Пусть путь в Таежный союз будет закрыт навсегда
В Раде евроинтеграционные законы проходят с конституционным большинством, сообщил Давид Жвания, не голосуют лишь коммунисты. Но с Россией мы продолжим дружить несмотря на Глазьева – он же не Путин…
Шустер показал эпизод своей беседы с литовским министром иностранных дел Линасом Линкявичусом, который признал, что Украина принадлежит Европе, но надо принимать решения, чтобы в нее попасть. Приходит время, когда литература и поэзия кончается, и надо делать выбор. А Европе не все равно, где будет Украина.
Шустер сообщил, что видит Украину в роли моста, но ему на это напоминают, что на мостах не живут…
К микрофону проследовал Анатолий Гриценко, который напомнил, что Россия – технологически отсталая страна. И это утверждает сам Путин. Мы летаем на "Боингах", а не на "Ту" и ездим не на российских автомобилях. А 10-миллардные подачки нам не нужны, равно как и российский газ. В России человек – это мусор. В Европе же существуют стандарты. В Амстердаме не станут пить киевскую воду. А наши чиновники где лечатся? На Алтае?
Гриценко пообещал принять все евроинтеграционные законы и призвал перестать слушать российские обещания. Лучше выключить телевизор. А если путь в Таежный союз будет закрыт навсегда, то и слава Богу!.. Гриценко напомнил про европейский суд и свободные акции протеста. Да в России даже передачи, подобной "Шустер live", нет. Путин же - чекист и прагматик, и его бесплатный сыр может быть лишь с полонием.
В Европе нас не ждут, но надо царапаться и пробиваться, продолжил Гриценко. И тогда сможем спать спокойно… Гриценко припомнил свое давнее путешествие в Европу на машине: в Польше с него еще пытались содрать бабки на трассе, но теперь такого нет… Европа же протягивает руку не Януковичу, а стране. Но если он упустит шанс…
А что делать второй половине населения, которая думает иначе? – спросил Цыбенко. Уже 20 лет идем, а вокруг все Африка и Африка. Присоединение к ЕС превратилось в религию. Но европейские принципы использовались и в Советском Союзе! Поэтому надо интегрироваться в ТС.
Гриценко пообещал просвещать людей, и они захотят в Европу. И тогда перестанут оправдывать мажоров, сбивающих на улицах людей. А Россия даст нам нормальный суд?..
Из Днепропетровска подали генсека АЕР Паскаля Гергена, который не сомневался, что в ноябре договор в Вильнюсе будет подписан. Интеграция произойдет через регионы, заверил он.
Если ТС такой классный, почему никто в него не хочет вступать? – продолжил Гриценко. Все четыре наших президента против ТС! Нечего нам играть в кремлевские игрушки.
Мы давно уже говорим на европейском языке
После страстного Гриценко казалось уже и говорить было не о чем: Европа и только она! Но Шустер напомнил про движение Сербии и Хорватии в том же направлении, а Геращенко заверила, что в Европе людей не могли бы погнать на демонстрацию после Чернобыля. Оппозиция же протягивает руку помощи не правительству, а каждому украинцу, который до сих пор не петрит, что же такое ЕС. Ведь 75% украинцев не были в Европе. И все из-за отсутствия лоукостов. Да еще и финансирование посольств сокращают…
Опять черное и белое, заявил у микрофона Александр Вилкул. Мы строим великую независимую европейскую державу, хотя эмоционально можно понять стремление людей к России. Вилкул процитировал Януковича, а от себя заверил, что Украина станет европейской страной и продолжит дружить с Россией. Мы давно уже говорим на европейском языке, и в Европе нас слышат…
Непросто было слушать Гриценко, но Вилкула – просто невозможно, заявил Павел Шеремет. Лучше освободите Тимошенко – вы же обманываете и народ, и Европу. Рассказываете сказки, а одновременно – тотальная коррупция, воровство, ущемление свобод. Дорога в Европу выложена не через банкетные столы, а через конкретные шаги.
Именно при Януковиче сделаны реальные шаги в сторону Европу, не поддался Вилкул. А прежде пять лет лишь мечтали… Белорусы больше всего ездят в Европу, а Путин спасает экономику от краха, заметил Шеремет. Мечта осуществилась – Россия кормит, а отдыхать можно ездить в Европу.
А Украина не зарабатывает на России, все предприятия стоят, заявил Гриценко и попросил Вилкула не рассказывать про дружбу и братство. Какая дружба может быть с Путиным, который заломил такую цену на газ?
Мирный предложил бороться с коррупцией, а Вилкул слушал его с улыбкой хитрого лиса. Потом припомнил встречу с Тони Блэром, который рассказал ему, как Англия лавирует между Европой и Америкой. Вот и мы станем великой европейской державой.
Осталась одна проблема – правящий класс, заметил Шевченко. ТС – журавль, который еще не взлетел, заявил Катеринчук, но Европу с синицей сравнивать не стал – посоветовал поглядеть, как живут там люди… Газ – это тыква, на которую нас сажают, признал Жвания и заверил, что не станет газифицировать свой округ – пусть топят лозой. Европейцы же поддерживают наше самоуправление.
Цыбенко напомнил про наши зарплаты – самим нужно делать Европу. Регионал Евгений Мураев предположил, что оппозиция линчевала бы Тимошенко, а так спекулирует ее именем. Пять лет убивали отношения с Россией, что же вы хотите от Путина? Украине же нужны рынки, потому будем двигаться в ЕС и состоять наблюдателем в ТС…
После переголосования уже 71% зрителей захотели в Европу. Ура! Никакого отношения к социологии это не имеет, махнул рукой Погребинский…
В оставшееся время Шустер рассказал о том, как Княжицкий уволил Шеремета из-за того, что тот – не гражданин Украины. Были показаны компрометирующие кадры. Впервые со времен Третьего Рейха в Европе уволен иностранный журналист, а оппозиция молчит, заметил ведущий.
Шеремет предложил же вшить чипы политикам высокого полета, чтобы во время вранья их било током, и напомнил, что на TVi же пятый день идет жесткое противостояние. Журналист Андрей Сайчук подтвердил, что на канале творится полный бардак… Оказалось, что лишь пять гостей в студии знали о скандале. Шевченко пожурил Княжицкого и потребовал вернуть Шеремета. Это обязательно, потому как когда вы придете к власти, то можете прогнать и меня, заметил Шустер…
На самом финише Погребинский обвинил Шустера в манипуляциях. Если нас бьют с обеих сторон, значит, мы правы, парировал тот.