Эксперт: Сближение США и Кубы - исторический момент
Историческая перезагрузка: Вашингтон и Гавана восстановили дипотношения. Почему после полувековой изоляции Кубы США решились на этот шаг - в интервью DW рассказал немецкий эксперт.
Президент США Барак Обама заявил о смене политического курса по отношению к Кубе, подчеркнув, что "лучший вариант демократизации Кубы - это смена курса" и что "политика изоляции не работает". В Вашингтоне и Гаване должны возобновить работу посольства двух стран. Чем выгодна США стабилизация отношений с Кубой, в интервью DW рассказал Берт Хоффман (Bert Hoffmann), эксперт по Кубе Института латиноамериканских исследований GIGA в Гамбурге.
Deutsche Welle: Президент США Барак Обама и кубинский глава Рауль Кастро после более чем полувекового отсутствия дипломатических отношений хотят их восстановить. Это просто маленький шаг навстречу друг другу или историческое сближение?
Берт Хоффман: Это определенно историческое сближение. Восстановление дипломатических отношений - это очень важный шаг, который имеет символическое значение. Сделать больше за один раз президент США не может. И даже если сначала необходимо будет провести переговоры о том, как будут восстанавливаться дипломатические отношения: это исторический момент.
- Сближение США и Кубы стало для вас неожиданностью?
- Момент, когда об этом стало известно всем, наступил неожиданно, но сам процесс сближения начался задолго до того. Уже давно было ясно, что США ведут переговоры об освобождении на Кубе Алана Гросса, предполагаемого сотрудника спецслужб - хотя переговоры и были тайными. Кроме того, администрация Обамы давно уже объявила о том, что политика по отношению к Кубе будет пересмотрена. То, что оба президента выступили со своими заявлениями синхронно, было ново, интересно и неожиданно. Но то, что Обама решился на этот шаг в последние два года своего президентского срока, не удивило. Политически ему уже нечего терять, а процесс сближения давно следовало начать.
- Чем Обаме и США выгодна стабилизация отношений с Кубой?
- Во-первых, США это выгодно, прежде всего, с политической точки зрения. Соединенные Штаты не хотят постоянно быть в роли изгоя. В апреле пройдет саммит Организации американских государств, и Куба также будет принимать в нем участие. Участники саммита должны были бы снова пожать руку Раулю Кастро, и весь мир увидел бы, что США стоят в стороне и могут разве что наблюдать. Но Вашингтон на этот раз решил поступить иначе и сказать: мы действуем и движемся вперед.
Во-вторых, уже давно бизнес США оказывает давление на правительство, так как он заинтересован в экспорте на Кубу. Предприятия, которые производят продукты питания, туристические и другие компании настаивают на нормализации отношений с Гаваной. Да и политически уже давно нет той опасности, из-за которой Кубу необходимо было бы изолировать.
- Многие живущие в США кубинцы придерживаются другой точки зрения...
- Это решение, несомненно, вызовет немало нападок. Обаму ожидает критика со стороны правых политиков, а также приверженцев жесткого политического курса и эммигрантов с Кубы. Однако мнения в кубинской общине в США сейчас также сильно разделились. Люди отправляют много денег своим родственникам на остров. Кубинцы в Майами видят, что могут выгодно купить недвижимость в Гаване. Люди хотят вести бизнес. Позицию, что Кубу необходимо изолировать, уже не разделяют так единодушно. "Изменение через сближение", через прямые контакты - такая точка зрения уже давно существует.
- Вы думаете, что Обаме удастся убедить Конгресс полностью отменить санкции по отношению к Кубе?
- Это очень маловероятно, так как большинство в Конгрессе принадлежит республиканцам. Обама не сможет быстро - если вообще когда-либо сможет - добиться от Конгресса отмены санкций. То, что возможно, - это расширить список исключений из торгового эмбарго. Он уже существует. США являются пятым по величине торговым партнером Кубы - так много исключений уже было сделано.
- Когда Обама отправится на открытие посольства США на Кубе?
- Посольство определенно откроют без его участия. И, вероятно, не скоро - этот процесс, скорее всего, продлится весь следующий год. Предстоит решить вопрос визового урегулирования и другие проблемы. Однако в тот момент, когда переговоры о них начнутся, можно считать, что посольство будет практически наполовину открыто.