Прощание с Немцовым: как это было
Бориса Немцова проводили в последний путь. Проститься с оппозиционным политиком пришли сотни человек. DW посетила гражданскую панихиду в Сахаровском центре.
"Все не пройдут", - сказала одна пожилая женщина, стоявшая в толпе тех, кто пришел проститься с Борисом Немцовым. "Точно не пройдут, всего полтора часа осталось", - ответила ей другая. Очередь растянулась от станции метро "Курская" и змейкой шла по всему скверу возле центра Сахарова. "Девушка, а вы журналист? Передайте организаторам, чтобы погромче сделали, - мы тут в конце не слышим ничего…"
Немцов и Сахаров
"А почему такое место выбрали? Я уже второй раз стою, заходила внутрь - темно, тесно, ну прямо сарай какой-то", - раздался голос одной из женщин, стоящих в очереди. "Да нет, ты не поняла, это символ!", - вторила ей другая женщина. "Ну, правильно, в Храм Христа Спасителя нам не надо…", - ответила первая.
Центр Сахарова, действительно, был выбран вовсе не случайно. Бориса Немцова, политическая карьера которого началась в Нижнем Новгороде, многие называют продолжателям дела Андрея Сахарова, который скончался в этом же городе в 1989 году. Немцов работал в Нижегородском институте ядерной физики, был знаком с Сахаровым, а после смерти академика организовал конференцию его памяти. "Борис Немцов сочетал политическую деятельность с правозащитной, - заявил член Московской Хельсинкской группы Валерий Борщев. - Многим казалось, что эти две вещи невозможно совместить, но Борису это удавалось".
Церемонию прощания вел известный журналист Павел Шеремет, который когда-то переехал из Минска в Москву из-за политического давления в Беларуси. "Благодаря Немцову, мне удалось выйти из белорусской тюрьмы", - сказал Шеремет. Вообще на панихиде было много людей, благодарных оппозиционному политику. "Я грелась об него, как об теплую печку", - сказала общественный деятель Ирина Хакамада, которая вместе с Немцовым когда-то стояла во главе партии "Союз правых сил". "Боря помог мне не разочароваться в политике", - сказала Хакамада.
Последний из реформаторов
Примерно в середине церемонии в Сахаровский центр зашел председатель правления ОАО "Роснано" Анатолий Чубайс. Вдоль прохода выстроилась группа внушительных людей в костюмах - по всей видимости, охрана Чубайса. Он, как отметил Павел Шеремет, остался последним из тройки реформаторов, которых любили и ненавидели в девяностые годы - Егор Гайдар умер в 2009-м, Немцова убили, Чубайс еще жив.
"Я знаю, что Бориса многие ассоциировали с нами, это тянулось за ним всю жизнь, - заявил глава "Роснано". - Его все время спрашивали: "Что ты думаешь о Гайдаре, что ты думаешь о Чубайсе?". И, возможно, если у него что-то не получилось в политике, в этом отчасти есть и наша вина". Закончив свою речь, Чубайс в сопровождении охранников вышел из зала и с прессой не разговаривал.
Проводить в последний путь
Из фамилий VIP персон, которые в этот день посетили Сахаровский центр, можно составить отдельную заметку: посол США в России Джон Теффт, министр иностранных дел Латвии Линас Линкявичюс, глава "Росатома" Сергей Кириенко, уполномоченный правительства ФРГ по межобщественному сотрудничеству с Россией, странами "Восточного партнерства" и Центральной Азией Гернот Эрлер (Gernot Erler), основатель партии "Яблоко" Григорий Явлинский, вдова первого президента РФ Наина Ельцина, телеведущая Ксения Собчак, президент РСПП Александр Шохин, миллиардер Михаил Прохоров - лишь некоторые из них.
Корреспонденту DW запомнилась речь издателя Ирины Прохоровой, бывшего председателя партии "Гражданская платформа": "До последнего момента мы считали, что в российской истории трагедия повторяется в виде фарса", - сказала Прохорова. С ее точки зрения, многие люди, критически настроенные по отношению к авторитарному режиму Путина, были склонны интерпретировать его все же как нелепую пародию на времена сталинского террора. "Но сейчас мы видим, что, наоборот, и фарс может перерасти в трагедию", - отметила она.
Но гораздо больше все-таки было обычных людей, которые надеялись в последний раз оказаться вблизи известного политика, положить цветы, дотронуться до гроба. "Я до этого никак не мог поверить, мне казалось, это страшный сон какой-то…", - сказал молодой человек, выходя из центра Сахарова. И хотя это было утро рабочего дня, людей становилось все больше: "Мне дочка говорила: не ходи, взорвут тебя… А как тут не пойти? Холодно только очень… Придем домой, помянем, согреемся. А что делать?"
За полчаса до официального окончания церемонии проход к Сахаровскому центру был перегорожен, на пути к зданию выстроилось милицейское оцепление, началась давка. Люди стали передавать свои букеты организаторам через решетку, кто-то начал возмущаться. "Это пожелание родственников! Сейчас гроб понесут, вы все увидите!", - обещала посетителям женщина, входящая в число организаторов церемонии.
Гроб выносили из здания под звуки скрипки, на которой играл 10-летний Савва Фарбер - сын известного оппозиционера Ильи Фарбера. Полиция и ОМОН сдерживали напор толпы, в которой аплодировали и скандировали: "Россия будет свободной!". Многие плакали. После того как тело Немцова увезли на кладбище, люди толпой пошли по Садовому кольцу к метро, скандируя оппозиционные лозунги. Пожилая женщина, которая очень хотела подойти к Немцову, была разочарована: "Опять нас обманули! Сказали, гроб пронесут мимо нас, а сами в легковушку спрятали. Ну, я хоть за машину подержалась, и то довольна".