УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Вся Россия бредит "рабами": политтехнологи о кремлевской пропаганде

Вся Россия бредит 'рабами': политтехнологи о кремлевской пропаганде

Пропаганда Кремля порадовала новым шедевром. Как сообщил "Первый канал", за участие в АТО каждый украинский "каратель" получит два раба и надел земли. Новость чрезвычайно вдохновила пользователей соцсетей, которые с энтузиазмом взялись за развитие захватывающего сюжета.

Видео дня

Все мы также помним "правдивую" историю о распятом мальчике – как и массу других, не менее ужасающих историй российских СМИ. При этом у граждан Украины возникает вполне резонный вопрос: почему россияне верят в откровенные сказки? Где логика, где здравый смысл? Где ум, наконец?

С просьбой объяснить влияние "зомбоящика" на сознание людей "Обозреватель" обратился к известным политтехнологам – Денису Богушу и Сергею Гайдаю. Перед вами – их разъяснения по поводу происходящего.

ДЕНИС БОГУШ: Кремль ставит на россиянах опасный эксперимент

-Как далеко может зайти российская пропаганда в создании таких "шедевров"?

-Мне кажется, что это эксперимент – насколько можно дебилизировать аудиторию, которая смотрит российские телеканалы. Нормальный человек должен быть в шоке от самой постановки вопроса. Но в реальности этот эксперимент российской пропаганды удался.

И самое страшное, что это может быть еще не дно, это не предел. Я думаю, это будет продолжаться и дальше.

-Насколько российская пропаганда эффективна на территории Украины?

-Как оказалось, эффективна. Если вы послушаете тех, кто смотрят эти телеканалы или жителей оккупированных территорий, вы прозреете.

-Как можно помочь жителям оккупированных территорий справиться с этой информационной нагрузкой?

-Должна быть какая-то альтернативная точка зрения. Но так как они очень люмпенизированы, то мне кажется, будет очень сложно научить их думать. Военная российская пропаганда базируется на страхе, тревоге, на жестких установках, и она дает результат. Вся Россия бредит всякими "рабами" - они даже не отдают себе отчет в том, что они говорят.

Если есть какой-то уровень интеллекта, это легче приходит в сознание. Но мы видим по нашим бывшим очень любимым киноактерам, режиссерам, сценаристам, что люди высокоинтеллектуальные тоже подвержены этому. Когда у вас на глазах по телевизору убивают ребенка или говорят, что его убивают, равнодушным это не оставляет никого. К сожалению, военная пропаганда работает именно на таких человеческих инстинктах, рефлексах. Критическое мышление в таких случаях начинает давать сбои.

Фактически сейчас в России экспериментируют – сколько сбоев в критическом мышлении может вызвать эта пропаганда. Как оказалось, она работает. Она может не действовать на людей с тремя высшими образованиями, которые побывали во многих странах, но жители села, которые слышат взрывы невдалеке, могут поверить и в такое.

-Вы не считаете, что это довольно опасный эксперимент?

-Это очень опасный эксперимент. Во-первых, народ может взорваться. Во-вторых, это ведет к психическим заболеваниям. Это смещение восприятия, смещение критического мышления, создание виртуальных пространств, искусственных фантомов и т.д. Это искусственный мир. При соприкосновении с реальностью этих людей ждет шок.

Пропаганда – часть виртуального мира, и он начинает очень сильно сыпаться. Пропаганда начинает противоречить сама себе. Вначале пришла "хунта" и привела к "хаосу" в стране. Потом почему-то выбрали президента, причем в первом туре. То есть в стране вроде какой-то порядок. Прошли и вторые выборы – парламентские. Значит, это не совсем "хаос". То есть люди могут сомневаться в том, что происходит.

Этому эксперименту еще где-то полгода. У Путина начал падать рейтинг. Пусть на 2-4%, но это не рост. Поэтому он будет прибегать к новым военным действиям и к новой пропаганде.

-Если это не дно, то каким будет дно?

-Я видел ролик о том, как в 1930-х годах в селе на центральной площади вешали пятерых человек. Все село аплодировало. Вот это – дно. Тогда люди были доведены до такой степени животности.

Россиянам еще очень далеко до этого.

СЕРГЕЙ ГАЙДАЙ: Россия идет путем Северной Кореи

-Как вы расцениваете новый ход российской пропаганды? Насколько далеко она может зайти?

-Пределов совершенства нет. Они могут дойти до чего угодно. Если ведущий актер российского кино спокойно, на публику, стреляет по украинским "фашистам" боевыми патронами, то, наверное, пределов никаких нет и правил никаких нет.

Если у вас в руках информационные ресурсы государства и патерналистски настроенное население (патерналисты – это те, кто бразды правления своей жизнью безоговорочно отдает какой-нибудь высшей силе либо государству) – то вы можете делать все что угодно.

В мире есть масса подобных примеров. Например, до внутреннего состояния граждан и информационного пространства Северной Кореи Россия пока не добралась. Там, например, утверждают, что наибеднейшие, голодающие люди мира живут в Америке. Россия идет этим путем. Правда, им труднее, потому что российские граждане все-таки не доверяют государству и все-таки получают информацию из альтернативных источников.

-Как вы оцениваете информационное влияние российских СМИ на граждан Украины?

-На украинских граждан российские СМИ влияют примерно так же, как на российских. Это удивительно, потому что, в отличие от российских граждан, они имеют возможность получать альтернативную информацию. Тем не менее, я сам лично знаю многих людей, в основном живущих на юго-востоке, которые искренне верят в будущее России, в преступность украинской власти. Даже дело не во власти – украинцам власть никогда не нравилась. Они против всего украинского. Есть масса людей, которые в противодействии всему украинскому готовы верить чему угодно.

Но у украинских граждан есть еще и другая особенность. Чаще всего их представление о России основывается на сериалах, на фильмах. Они уверены, что это большая, богатая страна, где счастливо живут граждане. Достаточно проехаться по российской глубинке, чтобы это прошло. Но они не ездят – они смотрят телевизор.

-Может ли Украина противопоставить "антипропаганду" для таких людей?

-Раньше она отсутствовала напрочь – Украина этим не занималась в принципе. Безусловно, сейчас российская пропагандистская машина просто оголтелая, но раньше на полутонах это тоже присутствовало. Обо всем украинском говорили в основном снисходительно, уничижительно, саркастически. Но с украинской стороны никаких ответов не было.

Сейчас мы видим, что, как минимум, телевидение и украинский интернет заработали. Наверное, телевизионным флагманом являются "Плюсы", которые стали давать большие фильмы-расследования о России, которые показывают РФ в неприглядном виде.

Но я считаю, что сильно увлекаться этой пропагандой и превращаться в аналог российских СМИ не стоит. Должна быть свобода слова, должна быть разница во мнениях, разные источники. СМИ должны выполнять функцию общественного надзора. Надо не перегибать палку и внимательно следить за тем, чтобы наши СМИ не превратились в пропагандистскую машину, только с другим знаком - антироссийским.

-Люди на Донбассе смотрят российское телевидение. Что можно этому противопоставить в сложившейся ситуации?

-Ничего. В информационном плане – ничего. Надо выиграть войну. Донбасские люди, наверное, являются наибольшими патерналистами в нашей стране. У патерналистски настроенного населения есть одна особенность: они реагируют на силу. Кто сильнее, кто войну выиграл, тот и прав. Когда наши войска входили в освобожденные города, и население проявляло к ним лояльность – это не было прозрением: как плохи террористы и как хороши украинские власти. Нет. Просто пришла сила, которая показала, что она сильнее.

Я считаю, что для начала надо выиграть войну. А после этого можно заниматься информационной политикой, воспитанием граждан, пропагандой, экономикой, кадровой политикой. Но без выигрыша в войне наши информационные попытки у пророссийских граждан будут вызывать только раздражение и ожесточение против "фашистов", которые "нам лгут, лгут и лгут".