Валерий Печаев о закупке Минздравом лекарств: Это позор!
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Вокруг Министерства здравоохранения Украины назревает очередной громкий скандал, касающийся закупки лекарственных препаратов для нужд украинцев. Для участия в тендерах не допускают отечественных производителей фармацевтической продукции.
Этот факт возмутил работников отрасли, которые, если им не пойдут на встречу до 25 ноября, намерены протестовать под зданиями Кабмина и Минздрава.
Чтобы понять причины недовольства фармацевтов, "Обозреватель" решил пообщаться с президентом Объединения организация работодателей медицинской и микробиологической промышленности Украины, членом коллегии МОЗ Валерием Константиновичем Печаевым.
- У нас в государстве существует около 18 целевых программ оказания помощи в обеспечении лекарственных препаратов по различным нозологиям. Нозология – это группа болезней, к примеру, СПИД, туберкулез, онкозаболевания и т.д.
Вот таких 18 программ. В целом, по каждой программе выделяется определенное количество денег, как правило, недостаточное, на уровне 30-40% от потребности. В МОЗ закупают эти препараты, затем раздают по больницам. Сейчас принято решение, что не МОЗ будет закупать лекарственные препараты, а международные организации по 6 основным программам.
Почему так происходит, с чем это связано?
- К сожалению, Министерство здравоохранения погрязло в коррупции. В эти программы, когда министерство само закупало препараты, включались взятки, перевзятки, завышенные цены (бывали цены и в пять раз выше), откаты, перекаты. В общем, вся грязь, которая есть, она сконцентрирована там. На все это хозяйство выделяются очень значительные суммы, порядка пяти миллиардов гривен.
Привлекать международные организации для закупки этих препаратов – это позор для Украины.
Позор, что мы не можем сами провести эти торги, а передаем закупки внешним организациям. Это наши бюджетные деньги, которые даются Минздраву, а они не могут на них без коррупции закупить лекарства
С приходом новой власти принято решение передать закупки трем международным организациями, которые закупят эти препараты для нас с вами. Для этого МОЗ передает туда 2,2 млрд. грн., с тем, чтобы они купили нам эти препараты. Я говорю в целом – это позор. Те компании купят без коррупции, но…
Что это за организации и как они закупают лекарства?
- Наш Минздрав обратился в ВОЗ. Сейчас с тремя организациями от ВОЗ, которые закупят нам лекарства, подписывают договора. Эти компании закупают лекарства не бесплатно. Министерство здравоохранения тщательно скрывает, какой же будет процент, который получат данные компании. Логистика, транспортировка, курсы валют и т.д.
Это не бесплатно, но с этим можно согласиться. Эти организации закупают лекарства для Глобального фонда, для ВОЗ за их средства. Средства ВОЗ откуда формируются? Членскими взносами всего мира.
Глобальный фонд – это частный фонд, который дает деньги на закупку препаратов, например, оказать помощь в Африке, развивающимся странам. Много помощи оказывают постсоветским странам, Украине оказывают помощь. Они закупают препараты за счет собственных средств. В ВОЗ сложилась практика: все думают, что если международная организация купит лекарство, то это лекарство будет супер.
Действительно, это лекарство хорошего качества, но это лекарство не будет из высокоразвитых стран, скажем, из Европы. Это лекарство будет из стран-производителей, которые развиваются, где низкая стоимость труда, с тем, чтобы снизить стоимость лекарства.
Индия, Китай?
- Естественно. Шри-Ланка, может быть, Мексика. Такие страны, где недорогие лекарственные препараты. Но для того ВОЗ и Глобальный фонд тратят свои деньги. У этих организаций обязательным пунктом является, чтобы была квалификация ВОЗ. Что делает ВОЗ? Вот в этих развивающихся странах, там дешевле эти препараты, чем в Европе. ВОЗ осуществляет свои проверки этих предприятий и в Индии, и в Китае, и в Шри-Ланке, на Ямайке. Они проверяют и качество, и само производство, и досье на препарат, а потом дают квалификацию, что, например, такой-то препарат нормально производится на Ямайке.
Потом они у этой компании закупают препарат, потому что он дешевле. Средства у них тоже ограничены. После этого они закупают препараты и посылают в страну, по которой принято решение ВОЗ оказать помощь. Скажем, Вьетнам, Камбоджа, Африка вся практически, там нужно заказывать препараты от СПИДа, масса развивающихся стран.
В целом, что мы получим?
- Наша страна получит препараты из стран, не входящих в "PIC/S". По одной причине, потому что там дорогая стоимость рабочей силы, транспорт, логистика, все дороже в разы.
- Соответственно, проблема в том, что наши фармацевтические компании не получат заказы, и останутся не у дел?
- Не совсем так. Чем вызвано недовольство производителей? Я хочу вам рассказать с тем, чтобы вы понимали суть. Я достаточно ясно рассказал, как происходит процесс, что это за организации, и что они покупают. Там нет коррупции. Хотя, наверное, коррупция есть везде.
Возможно, лучше маскируют?
- Не знаю. Я не хочу их ни в коем случае обижать, потому что они делают очень большое дело в мире. Людям, которым нечем лечиться, они поставляют лекарства бесплатно. За счет своих денег лечат СПИД, туберкулез и т.д.
Но нам они будут поставлять лекарства за наши бюджетные деньги?
- Нам они поставят за наши бюджетные деньги. За бюджет, который мы собрали, как налогоплательщики, они нам купят дешевые лекарства из развивающихся стран. Мы, как производители фармацевтической продукции, конечно, не рады, но мы и не против. Потому что при прежнем режиме Януковича, когда Минздрав проводил торги, нас просто выбрасывали. Они также покупали в Индии, в других странах, там брали взятки, а с нас они взятку взять не могли. Под различными предлогами они просто нас выбрасывали.
Сейчас пришла новая власть. Мы говорим, господа, мы представляем отечественную фармацевтическую промышленность, которая вошла в 46 стран мира, которые признаны, что если в одной из этих стран производится лекарственный препарат, то он считается высокого качества, выше нет.
"С вхождением Украины в "PIC/S", для нас открылся весь мир"
Что это за организация, куда вошла Украина?
- Украина вошла в "PIC/S". У себя закрыли 23 производства. Сняли с ввоза в Украину 1800 наименований препаратов, не отвечающих требованиям системы. Ввели GMP (система контроля качества – Ред.). Нас признала вся Европа, Америка, Австралия, Канада и Япония с Новой Зеландией, эти 46 стран. Мы первая постсоветская страна, которая туда вошла. Ни Россия, ни Казахстан, ни Белоруссия туда не вошли, и, я думаю, еще лет 15 не войдут.
Потому что мы были 6 лет ассоциированными членами, а сейчас мы полностью адаптировали свое производство к европейским требованиям. Возвращаясь к торгам. Качество лекарственных препаратов у нас нормальное. Сейчас, когда мы вошли в "PIC/S", для нас открылся весь мир. Мы сейчас поставляем лекарства и в Европу, и в США, страны Ближнего и Дальнего Востока.
Весь мир, весь рынок нам открылся. В текущем году Украина поставит лекарства в 68 стран мира. Мы сейчас регистрируем препараты, нас аудируют итальянцы, немцы и т.д. Мало того, мы начали контрактное производство для ведущих транснациональных компаний. Отрасль развивается отлично.
Мы говорим, что коль вы отдали закупку препаратов этим организациям, то разрешите нам, как отечественным производителям, участвовать в торгах. Это наши деньги, деньги бюджета. Мы же не просим каких-то привилегий. Мы просим лишь, чтоб нас допустили к участию в торгах, хотя знаем, что цены там будут удивительно низкие, поскольку мы будем соревноваться с развивающимися странами.
Все эти организации ссылаются на ВОЗ, который вынужден сделать там проверки, чтобы удостоверить качество, когда они закупают. В принципе, поскольку мы вступили в "PIC/S", нам не нужна переквалификация ВОЗ. Но у ВОЗ есть свои правила. Мы говорим: "пожалуйста, пусть ВОЗ к нам приедет и проверяет". Если мы прошли проверку на соответствие стандартам ЕС, то, что нам ВОЗ? Мы абсолютно спокойны по поводу ВОЗ, Глобального фонда.
Если вам необходимо, то, пожалуйста, проверяйте кого хотите. Но перед нами не стояла задача получить условие ВОЗ. Мы ставим перед Минздравом вопрос, чтобы они в письменных договоренностях между этими организациями, на которые мы ссылаемся, написали, что если в торгах принимают участие отечественные предприятия, что нам не нужна переквалификации ВОЗ. Нам это не надо было, мы не участвовали в программах ВОЗ. Но коли нам надо, то аттестуйте нас, дайте нам работать в своей стране! "Мы производим 37 % препаратов из запланированных закупкой"
Кто должен аттестовать?
- Ну, пусть ВОЗ аттестует, если нужно. Но и ВОЗу это не нужно. Почему? Потому что этим организациям в письменных договоренностях записывается, что в торгах принимает участие отечественный производитель. У нас есть GMP – европейские сертификаты качества, лицензионные удостоверения, этого достаточно. Больше ничего и не надо. Если вы хотите, чтобы ВОЗ нас проверил, то, пожалуйста, направьте ВОЗ, мы не против. Мы производим в Украине 37 % препаратов (каждый третий препарат) из запланированных закупкой.
То есть мы могли бы вернуть деньги в экономику Украины?
- Безусловно. Мало того, вернуть. Не просто выкинуть валюту, ведь они же отдают валютой. Мы возвращаем их в экономику, мы платим налог на прибыль, налог на зарплату, на пенсионный фонд и т.д. Дайте нам работать! ВОЗ не имеет претензий к качеству наших препаратов. Но нам сознательно говорят "нет".
Мы написали массу писем, хотя министр Квиташвили с первого дня нам заявлял: "Отечественный производитель? Конечно! Будете участвовать все". После этого мы провели совещание у заместителя министра Шафранского, провели совещание со вторым заместителем министра Игорем Перегинцем, все обещали, что нас включат в торги, но в письменные договоренности этого не вкладывают. Сейчас мы просим эти три организации, чтобы нас включили в торги.
Организации "CROWN AGENTS", которой выделили 600 млн, мы пишем письмо, чтобы нас учли. А эти организации выставили стандартные условия, что они допускают к торгам только при наличии квалификации ВОЗ.
Вот в чем у нас основной вопрос, и мы бьемся, как рыба об лед. Мало того, сейчас собрали все предприятия, работодателей и 25 ноября, если нас не услышат, мы намерены выйти на акцию протеста. "Если бы нас допустили к торгам, то около миллиарда гривен осталось бы в украинской экономике"
Что должны предпринять люди из ВОЗ или МОЗ, чтобы наши производители участвовали в тендерах?
- Чтобы мы оказались участниками, не обязательно победителями. Нам не надо никаких привилегий. Мы со Шри-Ланкой будем соревноваться в ценах. Потому что цены мы сделаем низкие для своего государства. Но мы просто просим нас допустить к участию. Что для этого нужно сделать? При заключении договоров с этими тремя организациями, которые будут закупать лекарственные препараты, записать, что отечественный производитель имеет право принимать участие в торгах. Все! Одна фраза. Но они сознательно этого не делают.
А почему, на ваш взгляд, так происходит?
- Я думаю, что это не только непонимание. Или это сознательное вредительство, или опять взяточничество. Какие-то подковерные игры у них идут. Они обещают, но не делают.
А вот сейчас уже наступает первый час "Ч". Организация "CROWN AGENTS" провела пресс-конференцию в среду. Она говорит, пусть Минздрав нам ответит. Минздрав не хочет говорить ни да, ни нет. Мы видим, что они потихонечку хотят нас выбросить с этих торгов и завести препараты из развивающихся стран. Какую выгоду они там получают, какую выгоду получают эти организации – мы не знаем, они скрывают. Так, подтелеграфная почта сообщает, что они будут на этом иметь порядка 20 %.
Отката?
- Официально. Скажем, мы им будем продавать за доллар, а они с Минздрава возьмут 1,2 доллара.
Имеются в виду эти три организации, которые рекомендует ВОЗ?
- Да, но они ж должны зарабатывать. ВОЗ им официально платит, и они отбирают, у кого ниже цены. Поэтому я и говорю – позор. Мы за 20 % и сами проведем.
Пусть они эти 20% зарабатывают. Мы же не против, чтобы они зарабатывали. Мы против того, что нас не допускают. Хотя, я глубоко убежден, что это позор. Что, нельзя собрать комиссию из пяти нормальных человек (не взяточников), отобрать препараты и провести у себя тендер?
А сколько наших компаний готовы участвовать в этой программе?
- Украинские фармацевтические компании (порядка 15-20 компаний) производят 37% препаратов, которые хочет закупать МОЗ. Мы посчитали, сколько наших отечественных зарегистрировано препаратов. Мы думаем, что если все, кто входит в 37%, выиграют, то около миллиарда гривен останется в Украине. Мало того, мы эти препараты производим и продаем в Украине. Мы же их продаем, потому что бюджета не хватает. Люди покупают наши препараты за наличные, а в торги нас не допускает свое же государство. Вот этим вызвано полное безразличие. Это не халатность, это тупое безразличие.
Если до 25 ноября МОЗ не удовлетворит ваши требования, что будет?
- Мы выходим на первую акцию мирного протеста перед Кабинетом министров и Министерством здравоохранения. Если наши требования не удовлетворят, мы вынуждены будем прибегать к более радикальным мерам.
Украина сегодня потребляет, если взять количество ампул, таблеток, порошков, сиропов, растворов, 78,2 % отечественных препаратов. Мы будем вынуждены объявить блокаду. Мы говорим о забастовках, я думаю, профсоюзы нас поддержат, но мы бы не хотели доводить до этого.
Последняя встреча у меня была с первым замминистра, я ему сказал, что мы крайне не хотим этого. Но мы требуем соблюсти наши законные права. Право на работу, которое нам гарантировано Конституцией, тем более, с наших налогов. Необходимо абсолютно простое решение. Нам все обещали со всех трибун, а сейчас втихую, под ковром, нас выбрасывают. Этим вызван наш протест. Ну и когда мы писали требования к Минздраву, мы не остановились на одном: у нас есть еще достаточно требований, которые должны в МОЗ рассмотреть.
Ведь представьте, отечественная промышленность – 78,2 % от всех препараратов, которые продаются в Украине. Мы парализуем полностью здравоохранение, оно станет, никакой импорт нас не спасет. Все порошки, уколы, все мы делаем здесь, в Украине сами. Сегодня фармацевтика – это жемчужина. Мы не на один год не остановились в объемах производства. У нас только рост. Мы постоянно, каждый год производим больше доступных препаратов.
Многие говорят, что отечественные препараты дешевые. Они дешевые не оттого, что они дешевые, они также стоят, как и в Европе. Мы зарплату платим в 12 раз меньше. Если мы своим рабочим, инженерам будем платить европейскую заработную плату, цены на лекарства у нас сравняются. Потому что мы берем сырье там же, где берет Европа, упаковка у нас такая же, технологии, у нас все идентично.
Допуск украинских фармацевтических компаний к торгам Минздрава – далеко не единственное требование Объединения организация работодателей медицинской и микробиологической продукции. "Обозреватель" публикует полный перечень требований к МОЗ Украины, которые нам любезно предоставил Валерий Печаев.