Россия будет торговаться за мир: прогноз военных экспертов о событиях на Донбассе
9 декабря в зоне проведения АТО на Донбассе должен начаться День тишины. Это очередная попытка украинской стороны остановить боевые действия. Как известно, ранее террористы игнорировали минские договоренности и перемирие, объявленное 5 сентября, и продолжали обстрелы украинских позиций.
Можно ли рассчитывать на то, что сегодня, после огромных человеческих потерь, террористы действительно прекратят огонь? Кто сейчас принимает окончательное решение в этом вопросе? Что может стать разменной монетой для прекращения войны? Сколько еще "последних китайских предупреждений" готова сделать украинская сторона?
На эти вопросы в комментариях "Обозревателю" ответили генерал-полковник в отставке, бывший начальник Генерального штаба ВСУ, экс-первый заместитель министра обороны Украины Анатолий Лопата и координатор группы "Информационное сопротивление", эксперт Центра военно-политических исследований Константин Машовец.
Читайте: Военный эксперт назвал варианты действий Путина против Украины
АНАТОЛИЙ ЛОПАТА: Россия будет счастлива, если Украина сдаст донецкий аэропорт и прекратит блокаду Крыма
-Де-юре перемирие в зоне проведения антитеррористической операции объявлено с 5 сентября, однако боевики все это время продолжали вести огонь. Какова вероятность того, что объявленный День тишины принесет прекращение огня?
-У меня есть большие сомнения в отношении позитивного решения в плане прекращения боевых действий в зоне АТО, даже после Минских встреч (которые должны состояться на этой неделе - ред.). Я не понимаю, с чем связаны большие надежды, которые возлагают на будущие встречи наши власти, прежде всего, Администрация Президента.
Но у меня остается надежда на то, что здравый смысл все-таки победит у руководства Российской Федерации, потому что последние события в России свидетельствуют об активности семей военнослужащих, которые погибли на территории Украины. Будем надеяться на то, что, все-таки, нам удастся прекратить огонь.
А это значит, что Россия будет предлагать Украине другие варианты для разрешения тех проблем, которые стоят перед РФ. Она будет предлагать Украине все возможное для того, чтобы открыть железнодорожное сообщение и сухопутный проезд в Крым через территорию Украины. У них нет другого выхода, чем искать такие возможности, такие договоренности, в том числе через Минск.
-Чей голос на переговорах решающий – террористов, России или Украины?
-Мы даже не должны сомневаться в том, что руководство Российской Федерации, прежде всего, Владимир Владимирович Путин, имеет решающий голос в этой проблеме. Эта проблема создана им, и она бьет, прежде всего, по его авторитету. Он будет делать все возможное для того, чтобы как-то выйти красиво из этой ситуации.
-Поможет ли в этом День тишины?
-Я думаю, надежд на это мало. Но если будут уступки с нашей стороны, то Россия будет счастлива.
-Какие уступки возможны с нашей стороны?
-Прежде всего, отвести тяжелую технику и артиллерию, сдать донецкий аэропорт – кость в горле для сепаратистов. Кроме того, вместе с аэропортом удерживается и 15-километровая зона, а это большая часть Донецка.
Читайте: В России раскрыли планы Кремля на Донбассе: о "Новороссии" можно забыть
Если будут договоренности о том, что мы будем продолжать обеспечивать Крым электроэнергией, возможно, дадим сухопутный проезд в Крым – все эти вопросы в совокупности могут составить необходимый позитив для Российской Федерации и лично для Владимира Владимировича.
-Не будет ли это означать капитуляцию Украины?
-Я сказал – уступки, а это значит, что мы идем навстречу.
КОНСТАНТИН МАШОВЕЦ: Для террористов человеческие потери не критичны
-Может ли быть прекращен огонь с завтрашнего дня?
-Это инициатива украинского командования, а не террористов. Если террористы смогут обеспечить единое командование и выполнение договоренностей, возможно прекращение огня. А если нет, если там, как обычно, будет махновщина, полная каша – одни стреляют, другие не стреляют, одни атакуют, другие обороняются, нет единой вертикали управления – о каком выполнении договоренностей можно говорить?
-Чем отличается сегодняшняя ситуация от той, которая сложилась 5 сентября, когда перемирие было объявлено в первый раз?
-Пока об этом не скажет наше военное руководство, я воздержусь от комментариев.
-Таким образом, единый центр принятия решений в лагере террористов – это главное условие для того, чтобы минские договоренности выполнялись?
-Условие реального прекращения огня - это, прежде всего, объективная заинтересованность обеих сторон в прекращении огня. Если террористы не заинтересованы, если их цели противоположны этому – как можно говорить о прекращении огня?
-Но все-таки прошло время, боевики несут потери. Это не подтолкнет их к перемирию?
-Вряд ли.
-Вы считаете, они по-прежнему готовы терять людей в таких же количествах, как и сейчас?
-Потери для них не критичны.
Читайте: Путину с нами не повезло
-Какие потери для них будут критичными?
-Те, которые заставят их остановиться.
-Сколько террористов должно погибнуть, чтобы они остановились?
-Никто не назовет такой цифры. Если ударный батальон потеряет половину личного состава, он не может наступать, но обороняться может. Есть и другие критерии.
-Можно ли считать День тишины "последним китайским предупреждением" для террористов? Значит ли это, что украинская сторона больше не будет использовать подобных методов прекращения войны?
-Вряд ли это "последнее китайское предупреждение". Здесь дело не в терпении украинской стороны, а в возможностях и в желании.