Пенсионное удостоверение для Тимошенко
Говорят, что Тимошенко на Майдане сыграл Безруков. Это неправда. Если бы это был Безруков, все свелось бы к безобидному сюрреалистическому фарсу. Но на сцене была именно Тимошенко. И это попахивает крупными неприятностями для всех.
Выступление Тимошенко на Майдане интересно как пример не слишком успешного манипулирования чувствами разогретой человеческой массы, но не более того. Принимать во внимание стоит два ее заявления - о намерении баллотироваться в президенты и об отказе претендовать на пост премьер-министра.
С головой у Тимошенко всё в порядке. Становиться преьмер-министром страны в преддефолтном состоянии, когда еще не стабилизировалась ситуация в Крыму и на востоке, когда власть на улице в руках слабоконтролируемой и очень инициативной молодежи, когда далеко не все готовы подчиняться центральной власти вообще и власти Тимошенко в особенности - перспектива самоубийственная.
Другое дело - президентские выборы. Конечно, еще есть время отговорить Тимошенко от намерения выдвинуть свою кандидатуру в президенты. Надеемся, соратники Юлии Владимировны и мировая общественность найдут аргументы достаточно весомые, чтобы повлиять на нее и убедить отозвать свое поспешное заявление.
Опасность в том, что Тимошенко действительно может майские выборы выиграть. Даже (и особенно) если на выборы оппозиция пойдет всей толпой. что весьма и весьма вероятно. Томенко уже успел заявить, что "идея единого кандидата от оппозиции должна остаться в истории, поскольку она возникала как идея борьбы против использования админресурса, возможных фальсификаций, давления режима Януковича и попытки "завести" во второй тур выборов удобного для него кандидата".
В условиях деморализации юго-восточных политических сил весомого кандидата они выдвинуть не смогут. Поэтому выборы превратятся в борьбу разных оппозиционных кандидатов, и борьба эта будет нешуточной. Однако у "Батькивщины" в этой борьбе будет то, чего не будет у всех прочих - серьезный опыт участия в избирательных кампаниях, опыт фальсификаций (надеюсь, никто не думает, что фальсификации изобрел и запатентовал Янукович) и возможность использовать как старый, так и новый революционный админресурс. Добавьте сюда харизму и популярность Юлии Владимировны в среде не привыкшего к критическому мышлению электората - и осознайте, что шансы на победу у нее чуть более высокие, чем нам с вами хотелось бы.
А между тем, никуда не денется прошлое Юлии Тимошенко. Никуда не денется ее приверженность к теневым схемам. Никуда не денутся ее давние связи с Медведчуком и Путиным, который совсем не ради мира во всем мире требовал освобождения качановской узницы. Никуда не денется груз прошлого с автографом Павла Лазаренко. Никуда не денутся ее циничные и жадные соратники, которые хорошо набили свои карманы во время первого и второго ее премьерства и на которых она вне всякого сомнения обопрется на посту президента.
Никуда не денется ее авторитарный стиль руководства, ее постоянный и развившийся за последние годы самопиар. Ее запреты на критику правительства и премьер-министра в СМИ не должны быть забыты журналистами.
Помимо всего прочего, Тимошенко отягощена негативным опытом. Она слишком много работала по-старому, чтобы перейти на новый стиль работы. Кстати, ее выступление на Майдане - тому подтверждение. Она не поняла, что люди уже другие. Она вольно или невольно будет жаждать реванша - и в заложниках этого реванша окажется вся страна.
А если все-таки Тимошенко не пойдет в президенты? Если с ней договорятся и дадут пост премьер-министра в летнем или осеннем правительстве, когда первые проблемы революционной страны будут уже так или иначе разрулены?
А будет все то же самое. И, зная стремление Тимошенко к лидерству, ее неспособность мириться с альтернативными центрами влияния, можно предсказывать, что у президента с таким премьер-министром проблем будет не меньше, чем у Ющенко - с той же Тимошенко. Тем более что никто не гарантирует, что новый президент будет лучше Ющенко.
Лучшее, что может сделать Тимошенко для Украины - исчезнуть, не навязывать ей свой все еще мощный, но морально устаревший авторитет. Уйти на политическую пенсию можно по-разному, и любой вариант Украина сможет предоставить Юлии Владимировне. Вопрос, хватит ли у нее мудрости и мужества согласиться.