Британцы самоустранились от урегулирования кризиса на Украине
Великобритания - член НАТО, ЕС и "большой восьмерки". Великобритания - постоянный член Совбеза ООН. Однако урегулирование украинского кризиса Лондон предоставил Берлину и Парижу.
Министр иностранных дел и по делам Содружества Великобритании Филип Хаммонд на встрече со своими коллегами из Евросоюза в понедельник занял выжидательную позицию при обсуждении кризиса на Украине и германо-французской мирной инициативы. "Великобритания не намерена поставлять Украине летальное оружие", заявил он. Если США примут такое решение, то это дело Вашингтона. Каждая страна играет свою роль, а Великобритания в ЕС лидирует в деле ужесточения экономических санкций, подчеркивает Хаммонд. За этим последовала неожиданная похвала: "Мы рады, что немцы играют ведущую роль в прямых переговорах с Россией".
В Великобритании давно уже идет широкая и ожесточенная дискуссия о дальнейшем курсе внешней политики страны. В конце января Палата общин в своем докладе раскритиковала более чем скромную роль, которую Великобритания играет в борьбе против террористов "Исламского государства". А на прошлых выходных лобовую атаку на правительство Дэвида Кэмерона предпринял бывший заместитель верховного главнокомандующего силами НАТО в Европе сэр Ричард Ширрефф.
"Где Великобритания? Где Кэмерон?"
Британский генерал палит из всех орудий по внешней политике своей страны: "Великобритания - важный член НАТО, Евросоюза и "большой восьмерки". Великобритания - постоянный член Совета Безопасности ООН. Очень жаль, что мы не видим влияния премьер-министра Великобритании в попытках урегулирования кризиса на Украине". В качестве примера сэр Ричард Ширрефф приводит инициативу канцлера Германии Ангелы Меркель (Angela Merkel) и президента Франции Франсуа Олланда.
"Это самый острый кризис в Европе со времен советского вторжения в Чехословакию в 1968 году. Возникла опасность открытой войны", - заявил генерал в интервью BBC. Такие резкие высказывания из уст бывших военных чинов для Лондона не новость. Их уже прозвали "диванными генералами". Они не скупились на более или менее приемлемые советы по поводу войн в Афганистане и в Ираке, операции в Ливии и сдержанной политики по отношению к Сирии. Но генерал Ширрефф атакует всю внешнюю политику Великобритании, точнее, отсутствие таковой: "Где Великобритания? Где Кэмерон? Он явно статист, никто его не замечает. Он канул в безвестность в мировой политике", саркастически отмечает отставной генерал.
Британские СМИ на подхвате
Новостью можно считать то, что британские СМИ эту критику подхватывают и разделяют. "Канцлер ФРГ Ангела Меркель и президент Франции Франсуа Олланд, а не Дэвид Кэмерон едут в Москву как посредники в украинском конфликте. Великобритания играет второстепенную роль, и не только в Европе, но и на Ближнем Востоке", пишет газета The Times и сетует на упадок внешней политики страны.
Комментатор Financial Times тоже уверен, что Великобритания дрейфует во внешнеполитический затон. Причем еще совсем недавно это было иначе, указывает Financial Times и напоминает об активной роли Кэмерона в операции в Ливии. Может быть, теперь правительство и сожалеет о последствиях, допускает газета, но усматривает в области оборонной политики и политики безопасности "принципиальное расхождение между речами Кэмерона и готовностью брать на себя обязательства". После выборов в мае газета рекомендует правительству поразмыслить над тем, какую роль намерен играть Лондон в мировой политике.
Избиратели против участия в военных операциях
Одна из причин сдержанности Лондона коренится в том, что избиратели в последние годы все меньше поддерживают резкие шаги во внешней политике и еще менее - участие в военных операциях. Долгие годы британцы гордились рангом "тяжеловесов". Сегодня их это мало интересует. Кроме того, правительство Кэмерона урезало оборонные расходы. Сокращения придется продолжить и новому правительству. Одновременно участвовать в нескольких военных операциях, как это было в Афганистане и Ираке, британская армия сегодня не в состоянии.
Есть и иные мотивы. Десятилетиями британцы гордились тем, что они - главный союзник США в Европе. Но президент США Обама поставил эту особую роль под сомнение, дав понять, что видит Великобританию, прежде всего, как часть Евросоюза. Между тем правительство Кэмерона все больше отдалялось от ЕС. Так и возник кризис во внешней политике, отмечает сотрудник Центра европейской политики в Брюсселе Майкл Эмерсон. Еще в самом начале конфликта на Украине он указывал на уменьшение влияния Великобритании и высказывал опасение, что это может коснуться даже святая святых - места постоянного члена Совета Безопасности ООН. Но ясность во все эти вопросы сможет внести новое правительство страны после выборов в мае.