УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Комментарий: Приговор Навальным как спецоперация с открытым финалом

2,5 т.
Комментарий: Приговор Навальным как спецоперация с открытым финалом

Вердикт Навальным позволяет ситуации развиться в любом направлении. Многое сейчас в руках сторонников Алексея Навального, считает Александр Плющев в специальном комментарии для DW.

Видео дня

В истории с приговором братьям Навальным по делу "Ив Роше" любой желающий найдет огромное количество аналогий и в то же время уникальных особенностей.

Аналогии и особенности

С одной стороны, дата оглашения вердикта - 30 декабря - памятна тем, что в этот день 4 года назад вынесли приговор по второму делу тогда самого известного заключенного современной России - Михаилу Ходорковскому.

С другой - старожилы адвокатского цеха не припомнят, чтобы объявление приговора переносили на две с лишним недели раньше. Откладывали - бывало, а вот чтобы раньше, это в диковинку. Тактика взятия заложника, в роли которого в данном случае выступил брат Алексея Навального Олег, в современной российской истории тоже не нова - это уже проходили с тем же Ходорковским и, соответственно, Лебедевым.

В то же время нельзя не признать, что впервые в этом качестве использован не соратник, а член семьи. Тот же Ходорковский во многих интервью подчеркивает: в его случае "семью не трогали". Тут можно при желании углядеть сходство с методами Рамзана Кадырова.

Главное, чтобы не было протестов

Но все эти параллели и пересечения не имеют ровным счетом никакого смысла. Как принято говорить в художественных произведениях: "Все совпадения случайны". Они даже символической нагрузки не несут.

Произошедшее во вторник больше всего напоминает молниеносную, не слишком тщательно подготовленную, но, тем не менее, успешную спецоперацию.

Ее сверхзадача состоит в том, чтобы не допустить формирования протестного движения. Учитывая стремительно ухудшающуюся социально-экономическую ситуацию, нетрудно предположить, что через несколько месяцев к уличным выступлениям могут присоединиться и те, кого пока гораздо больше занимает праздничный стол и программа телеканалов в новогоднюю ночь. Пока эти люди вполне лояльны.

Самое эффективное, что можно сделать с активными противниками власти - спровоцировать их на неподготовленные, слабые и невнятные выступления. Чтобы и нейтрализовать их было легко, и можно было бы аккуратно напомнить условному рабочему классу: с креативным ему не по пути. И, возможно, что выходить с неразрешенными властью протестами сейчас - не самое безопасное дело.

Идеальная дата

В этом свете 30 декабря - идеальная дата. Во-первых, многие участники, собиравшиеся выходить на Манежную площадь 15 января, в том числе люди известные, просто уехали из Москвы на новогодние праздники. 30 декабря официально самый загруженный день года в столичных аэропортах.

Во-вторых, многие, кто планировал приехать к 15 января в Москву из других городов, не успели этого сделать, то же самое касается и акций на местах. В-третьих, 30 декабря - самый холодный день в году, а что будет 15 января - одному богу известно. А вдруг - оттепель?

Почему тюрьма для Навального хуже для власти

Ну, и самое главное - одно дело выходить за Навального, другое - за его брата. Олегу Навальному, безусловно, сочувствуют, тем более, что его взяли под стражу, однако это далеко не то же самое, что Алексей, в статусе которого, по сути, ничего не изменилось. В отличие от олигарха Ходорковского, который ни при каких условиях не мог снискать народной поддержки, небогатый парень из Марьино Навальный вне тюрьмы гораздо менее опасен, чем на зоне.

Там он стал бы превращаться в народного лидера гораздо быстрее, а на фоне усиливающегося кризиса - набирать политический капитал, словно на дрожжах. При этом работа, двигателем которой является Навальный, не прекратилась бы. Все расследования ведут сотрудники Фонда борьбы с коррупцией, которых мало кто знает по именам, а Навальный, точнее, его интернет-ресурсы, выступают в качестве СМИ, рассказывающих об этой деятельности.

Именно поэтому логично было оставить его на свободе, но при этом еще больше ограничить ее: не только домашним арестом, но и братом в колонии. Со столь мощным давлением Алексей Навальный до сих пор не сталкивался.

Кто возьмет инициативу?

Ситуация подвешена, и есть огромные возможности направить ее в любую сторону, принять любое решение, в зависимости от дальнейшего развития событий. Приговор, разумеется, будет обжалован. И можно даже предположить замену реального срока Олегу Навальному на условный, если что-то пойдет не так, например, протесты окажутся не столь беспомощными. Достаточно вспомнить, как это произошло после приговора по делу "Кировлеса".

С другой стороны, прокремлевские политики в один голос говорят, что приговор слишком мягок. Это действительно так, если следовать логике современных российских судебных решений. Ну, не бывает у нас так, что обвинение требует 10 лет заключения, а суд дает 3,5 года условно при уже имеющемся условном приговоре по другому делу.

Финал этой истории очевидно открыт, и инициатива пока у авторов сценария. Но у сторонников Навального есть возможность перехватить инициативу. В любом случае начало 2015 года будет в политическом плане не менее насыщенным, чем конец 2014.

Александр Плющев - журналист, интернет-эксперт, популярный блогер, постоянный ведущий радиостанции "Эхо Москвы"