УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Даст ли визит Тиллерсона мир Украине: экспертные мнения

20,0 т.
солдат

Москва получила сразу два негативных сигнала. На гамбургской встрече с Владимиром Путиным Дональд Трамп четко дал понять, что не доверяет "миротворческой" риторике Кремля. Между тем госсекретарь Рекс Тиллерсон в Киеве прямо заявил: первый шаг к миру на Донбассе должна сделать Россия. Что это значит для дальнейших взаимоотношений Москвы с цивилизованными странами и процесса урегулирования конфликта на Донбассе? И стал ли визит Рекса Тиллерсона в Украину началом нового этапа мирного процесса? Эти вопросы "Обозреватель" задал международникам, дипломатам и политикам в Facebook. Предлагаем вашему вниманию самые интересные комментарии.

Народный депутат от БПП, член парламентского комитета по вопросам европейской интеграции Мария Ионова

Политика - это искусство возможного, и без сомнения, новая власть в Вашингтоне ищет пути для активизации остановленного мирного процесса в Минске. Для того, чтобы эта возможность могла быть реализована, нужно, чтобы действовала более чем одна сторона.

Вашингтон открыл двери для российской стороны, давайте посмотрим, какой будет реакция

Встречи G20 в Гамбурге подтвердили, что ни один из мировых лидеров (ни Трамп, ни Меркель, ни Макрон) не верят российской дезинформационной кампании по Крыму и Донбассу. Независимо от того, что говорит Путин о едином народе или о русофобии, остается факт: Россия нарушила международное право присоединением Крыма и вторжением российских войск на Донбасс. Позиция международного сообщества в этом отношении достаточно четкая, несмотря на то, что российская кампания в некоторых европейских столицах и некоторых учреждениях подрывает единство Европы. Господин Тиллерсон четко заявил, что для улучшения отношений с Западом, в частности с США, Россия должна прекратить военное вторжение и поддержку боевиков на Донбассе. Посмотрим, какой будет реакция Москвы.

Читайте: США сделали выбор: почему визит Тиллерсона – знаковый

Директор Центра общественных отношений Евгений Магда

США сейчас не имеют четкого плана действий. Курт Волкер не способен сотворить чудо, за пару дней после назначения совершить прорыв... Поэтому пока рано говорить об активизации США на этом направлении. Скорее, речь идет о подготовке к этому.

Дипломат, эксперт фонда "Майдан иностранных дел" Александр Хара

Безусловным позитивом является то, что администрация Дональда Трампа в общих чертах сформулировала свои подходы к российской агрессии против Украины, которые пока мало чем отличаются от подходов предшественника. Таким образом, США не будут признавать аннексию Крыма, будут держать санкционное давление, пока Минские договоренности не выполнят, а также восстановят специальный канал коммуникации Белого дома с Кремлем (назначение спецпредставителем Курта Волкера).

Читайте: Курт Волкер прибыл в Украину: кто он такой

Впрочем, экстравагантность личности Трампа, его почти иррациональное желание улучшить отношения с Путиным сохранят некоторую неопределенность и могут обернуться неприятными сюрпризами.

Призыв Тиллерсона к России сделать шаг в направлении деэскалации может найти определенную реакцию Москвы, но в целом не дает оснований надеяться, что ситуация кардинально изменится. Как тактическую победу в Москве воспринимают выход Путина из изоляции (встреча с Трампом, Меркель и Макроном). Хотя санкции наносят вред, запас экономических сил дает возможность Кремлю продолжать свой внешнеполитический курс.

Минский процесс только для Украины является инструментом достижения мира. Для России это один из инструментов войны

Неспособность официального Киева сгенерировать работающие подходы и привлечь к их реализации западные страны – сигнал для Москвы продолжать агрессию, комбинируя военные и невоенные методы.

Дипломат, глава правления ГО "Європейський Рух України" Вадим Трюхан

В Москве иначе оценивают G20 и визит Тиллерсона в Киев. Ключевые тезисы, которые крутятся в росСМИ: 1) G20 прошла "на полях встречи Путина с Трампом", 2) Тиллерсон приезжал в Украину с инспекцией; 3) Киев должен договариваться с Захарченко и Плотницким. Это значит, что ни о каком новом этапе пока речь не идет. 

Кремль не готов ни к каким уступкам. А миссия Курта Волкера только начинается. Думаю, спустя минимум 2-3 месяца можно ожидать каких-то новых инициатив

Хуже всего в этой ситуации то, что Украина потеряла стратегическую инициативу. Все, над чем работает дипломатия – сохранить то, что есть: санкции, политическую поддержку, минский процесс. А время уже продуцировать смыслы и более обоснованные инициативы, не зацикливаясь на Трампе, а пытаясь убедить в необходимости активного привлечения Великобританию, КНР, Турцию и Польшу.

Дипломат, эксперт фонда "Майдан иностранных дел" Олег Белоколос

Очевидно, сейчас речь идет об изучении Вашингтоном ситуации в Украине и вокруг нее (согласно актуальной терминологии ОБСЕ). Именно поэтому и был назначен специальный представитель США по Украине Курт Волкер. Сейчас говорить о начале какого-то нового этапа минского процесса, пожалуй, несколько преждевременно. Каких-то решений со стороны Вашингтона, очевидно, следует ожидать только после доклада Волкера его руководству.

Российский политолог и историк Елена Галкина

Во время совместного брифинга с Порошенко Тиллерсон сделал ряд важных заявлений, которые дают надежду на то, что команда нового президента США, наконец-то, погрузится в украинскую проблематику и сможет добиться реального прогресса от РФ в выполнении Минских соглашений – так, как их трактуют именно в Вашингтоне, а не в Кремле. Безусловно, у США есть инструменты, чтобы эффективно воздействовать на Путина, но нужна политическая воля, чтобы от слов перейти к делу. Думаю, администрация Трампа заинтересована в том, чтобы эту волю продемонстрировать – и своим гражданам, и союзникам по НАТО.

Читайте: Большая игра началась: дипломат оценил визит Тиллерсона в Украину

Во-первых, главная цель США в Украине, согласно Тиллерсону, – восстановить суверенитет и целостность Украины.

Во-вторых, восстановление суверенитета и территориальной целостности Украины – условие, необходимое для улучшения отношений между США и РФ.

В-третьих, Тиллерсон недвусмысленно показал, что Штаты видят Россию не одним из гарантов (как считают в Москве), а стороной Минских соглашений, которая имеет конкретные обязательства. Он артикулировал предельно ясную логику: Россия полностью контролирует сепаратистов ОРДЛО, потому именно она обязана сделать первые шаги по деэскалации: прекращение огня, отвод тяжелых вооружений, беспрепятственный доступ мониторинга ОБСЕ по всей зоне конфликта, вплоть до государственной границы Украины.

Читайте: Украина и США выходят на новый уровень отношений: в Раде сделали громкое заявление

Однако и от украинской власти Штаты требуют линии, направленной на объединение страны, а не на раскол общества. Именно об этом была фраза Тиллерсона: "Мы стремимся обеспечить безопасность всех граждан Украины, независимо от их этнической принадлежности, их национальности или религии. Это фундаментальный элемент и суверенитета Украины, и защиты всех граждан Украины".

Также следует обратить внимание и на слова нового спецпредставителя США по Украине Курта Волкера о том, что Украина должна стать сильной и процветающей демократией, которая будет привлекательной для жителей восточных регионов.

В этой повестке команда Трампа демонстрирует хорошее владение ситуацией и заявляет цели, совпадающие с объективными интересами Украины. Как она будет этих целей добиваться, и будут ли эти методы в интересах Украины – покажет время.

Как сообщал "Обозреватель", Тиллерсон сделал заявление по Донбассу.