Скандал в Германии: учительница-мусульманка судится за право учить детей в хиджабе
В Берлине недавно произошел следующий казус: учительница-мусульманка, получив соответствующий диплом, попыталась устроиться на работу в одну из школ. Во время отбора ей задали вопрос, собирается ли она снимать свой хиджаб (головной платок) во время уроков. Молодая учительница ответила, что не собирается. Чуть погодя чиновники сообщили ей, сейчас сейчас взять ее на работу не представляется возможным.
Учительница подала заявление в берлинский суд по трудовым спорам, так как она, по ее словам, подвергается дискриминации из-за хиджаба. "Отказ в приеме на работу не связан с ее профессиональной квалификацией", - заявляет адвокат учительницы Марьям Хашеми в интервью DW. "При нынешней острой нехватке преподавателей, которая наблюдается в Берлине, возникает вопрос, почему квалифицированные, хорошо обученные люди не принимаются на работу".
Читайте:
Папа Франциск помыл ноги мигрантам-мусульманам: видеофакт
Нейтралитет - камень преткновения
Судебная претензия касается темы, которая уже два года живо обсуждается в Германии - и с юридической, и с общественной точек зрения. Как следует обращаться с религиозными символами или фрагментами одежды, которые носятся в школах и выставлены напоказ? Можем ли мы в принципе запретить ношение хиджаба? Как соотносится это со свободой вероисповедания? Ряд федеральных земель уже запретил учительницам ношение хиджабов. После этого, в начале 2015 года, Федеральный конституционный суд поддержал права учительниц, приняв решение, что запрет на ношение хиджаба должен вводиться лишь тогда, когда это может повредить обстановке в школах.
Однако в Берлине местный сенат, вопреки решению конституционного суда, оставил без изменений так называемый "закон о нейтралитете" (Neutralitatsgesetz), действующий уже с десяток лет. Закон запрещает публичным служащим - учителям, полицейским и судьям - носить хиджабы, так как это может угрожать государственному нейтралитету. За этим стоит беспокойство, что религиозные символы могут оказать влияние на школьников. Однако для преподавательниц в профтехучилищах сделано исключение, так как обучающиеся там в основном уже совершеннолетние, а следовательно - менее подвержены влиянию.
"Берлинский закон о нейтралитете прежде всего ущемляет права мусульманок, которые носят хиджабы. Но при этом он не затрагивает учителей еврейской национальности, которые носят кипу", - утверждает адвокат Хашеми. Ей удалось еще три года назад добиться компенсаций для ассистенток стоматологов, которых выгнали с работы из-за хиджабов. Хашеми знает о проблемах мусульманок не только по опыту своей адвокатской практики, но и по работе в комитете по антидискриминации при берлинском Турецком союзе. Случай ее нынешней клиентки - не единичный, утверждает Хашеми. Сейчас для мусульманок, носящих хиджабы, устроиться на работу в определенных сферах весьма трудно. "Центры по трудоустройству часто предлагают этим женщинам работу в колл-центрах, так как там их никто не видит", - добавляет адвокат.
Читайте:
Эхо Кельна: президент Чехии отказал мусульманам в праве быть европейцами
Дойдет ли дело до конституционного суда?
Профессиональные союзы, которые защищают интересы учителей и учительницы, с большим интересом следят за делом берлинской учительницы. Удо Бекман долгие годы сам был учителем в одной из дортмундских школ, где училось много детей из мусульманских семей. Сейчас Бекман - председатель Союза "Образование и воспитание" (VBE).
"Если всерьез относиться к тому, с чем традиционалистские группировки связывают хиджабы, то их действительно можно расценить как проявление религиозной нетерпимости или даже мизогинии. Нельзя сказать, что эта проблема слишком недооценена", - говорит Бекман. По его словам, если учительница носит хиджаб, возрастает давление на девочек-мусульманок, чтобы те следовали ее примеру. Но при этом не все мусульманки носят хиджабы из религиозных соображений - речь также может идти и о модных аксессуарах.
Претензия берлинской учительницы в первую очередь направлена на возмещение ущерба. В лучшем случае она может получить три месячных оклада, если суд решит, что в отношении нее был нарушен общий закон о равном обращении (Gleichbehandlungsgesetz). Однако в политическом смысле судебное дело более значимо. Суд по трудовым спорам может квалифицировать берлинский закон о нейтралитете как противоречащий конституции и направить жалобу учительницы напрямую в Федеральный конституционный суд. Тогда высшая инстанция будет обязана вновь внести ясность в законодательство - и таким образом дать обратившейся в суд учительнице и другим мусульманским преподавательницам возможность в дальнейшем вести уроки в хиджабах.