На Телетайпе прошедшая неделя потянула на шесть из десяти. Довольно высокий уровень общественной активности.
Сразу три события выплеснулись через край бурлящего политического котелка, нарисованного на старом холсте... Хотя, про старый холст и дверь к счастью за ним — это другая сказка.
Итак, первое — затянувшаяся констатация смерти парламентского большинства. Отмучился, курилка. А также вопилка, кнопкодавилка, блокировалка, бюджетопроедалка и прочее.
Вопрос не в том — почему, а почему именно сейчас? Ведь даже один день после инаугурации Президента Порошенко Верховная Рада просуществовала сверх необходимого.
Так называемое парламентское большинство, очень важное в мирный период, на войне далеко не критично. Потому что, с учетом настроений общества, появляются рычаги для приведение депутатов в чувство.
Опять же многие из них седалищным — главным своим — мозгом чувствуют, что таки приплыли. И никакими мантрами про вековую стабильность или пролетарскую сознательность переизбрания не добиться. Потому готовы скорее получать в неприкосновенные морды, чем встретиться лицом к лицу с избирателями. До того дошло, что сами собственный мордобой и провоцируют — так перед московскими хозяевами отчитываться сподручнее.
То есть, если на депутатов как следует нахмуриться из администрации Президента, проголосуют, как миленькие. Лишь бы не высовываться из-под купола.
А тут вдруг УДАР мощно проникся народной волей насчет обновления власти. И "Свобода" патриотично вспомнила требования Майдана. Внефракционные решительно встали в общий строй. Кинах, функциональный, как "Андроид", подвел под роспуск Рады экономическую платформу. И даже "Батьківщина", которая, как баба Яга, всегда против, забыла обиды своего лидера и готова вновь разложить электоральный пасьянс.
Что за единомыслие, достойное путинской "Госдуры"?
Причина в том же, что вызвало второе знаковое событие недели — трейлер отставки правительства. Или анонс — кому что ближе. Почти как в реале, сразу и не отличишь.
Яценюк с трибуны и в телевизоре вроде причин не скрывал. В телевизоре вообще сказал почти все. И про пустые казначейские счета. И про отсутствие изменений в госбюджет. И про необходимость платить за войну. И про все-все-все.
Но по главной теме прошелся вскользь. А главное — наша газотранспортная труба. Точнее, создание газотранспортного консорциума, приснопамятного еще со времен Кучмы-Януковича.
Новые займы могут поступить лишь после успешного окончания АТО. А средства до зарезу нужны сейчас. Консорциум с участием Европы и США — единственный вариант. Причем, это еще и осиновый кол в сердце газпромовского монстра.
Но депутаты, причем, всех раскрасок, которые должны за консорциум проголосовать, мигом учуяли не просто денежный, а многомиллиардный вопрос. И у них мгновенно потекли слюнки и потянулись ручки.
Короче, без закулисных договоренностей наши славные депутаты голосовать за предложение правительства забастовали. Не прокатило, короче. Но показать зарубежным партнерам, что правительство старалось, надо.
Вот Яценюк, типа, и обиделся, непонятый такой, в лучших чувствах оскорбленный... Заодно и о себе напомнил, что он — ух какой политик, его учитывать следует. Но никакой отставки и не планировалось: премьер сейчас практически незаменим.
А публика в интернетах головы ломала, отставной демарш Яценюка — это отступление или атака? На самом, блеф и понты. Блеф — для внутреннего потребителя, остальное для американцев.
И многие, почти поверившие, что Яценюк повзрослел и вырос в игровую фигуру, вынуждены разочарованно пожимать плечами. А Тимошенко, Левочкин и сопутствующий ему Ляшко — радоваться мельчанию конкурентов.
А ведь проблема взаимодействия ветвей власти, поддержки и согласованности в условиях войны — чрезвычайно важна. Но в очередной раз сработала наша извечная привычка побеждать не за счет врагов, а за счет партнеров.
И это — проблема и задача уровня Президента, призванного сплотить нацию, а для начала — хотя бы политиков. Но вместо этого он выступает презентором отечественных вооружений на базе Нацгвардии. И это третье знаковое событие прошедшей недели.
Оно бы и ничего. И камуфляж, и рапорты четкие. И Президент, грозно щурящийся в прицел. Современное вооружение нужно, как воздух утопающему. Потому что сейчас оно — жизнь наших бойцов.
Вот и презентовать его следовало в зоне АТО. Лучше всего — для прорыва к "южному котлу", где вторую неделю погибают под перекрестным артиллерийским огнем боевиков и российской армии наши части.
Террористы вышли к госгранице, тем самым перерезана последняя ниточка снабжения, а помощи — нет. Воздушный мост перекрыла российская армия, нагло и безнаказанно сбивающая украинские самолеты над украинской территорией. Не хватает вооружения, боеприпасов, питания. И боевой дух — тоже не бесконечен.
Не надо быть стратегом, чтобы понимать — есть всего два выхода. Первый: АТО формирует ударный кулак, способный прорваться к окруженным частям и удержать коридор. Второй: начинается решительное наступление на других важнейших участках фронта, чтобы противнику пришлось перегруппировываться и разблокировать "котел".
Ни того, ни другого пока не видно. Зато видно, как выходят с протестами несогласные с третьей волны мобилизации. Западные области на Майдане готовы были воевать за Киев, но не готовы за сепаратистский и мародерствующий Донбасс.
Поэтому паркетное мероприятие в Нацгвардии — явная искусственность и диссонанс. А вот прорыв "котла" знаменовал бы крах последних надежд террористов.
Украина все равно победит, вопрос в цене. И в том счете, который неминуемо предъявят победители тем, кто послал их на войну.
Писатель Ян Валетов, воющий на информационном фронте, на днях прислал сценарий о сахарозаводчике Терещенко, который, на секундочку, был министром Временного правительства. Меня впечатлило, что реплики прошловековых персонажей удивительно вписываются в наше время — находка автора.
Оказалось, эти реплики ДОСЛОВНО из мемуаров. Не надо придумывать — все уже было.
Уже было в нашей истории, что фронтовики не сложили оружие, а прибыли в столицу требовать справедливости. И лучше бы власть имела внятные ответы на внятные вопросы.
Например, почему так много врагов Евромайдана продолжают "банковать" в центре и особенно на местах? Почему налоговики, прокуроры и прочие силовики прессуют волонтеров, помогающих армии, а не исключительно тех, кто саботирует и предает Украину? Где обещанный Закон о люстрации и результаты его выполнения? И Закон об экстрадиции — он ох как нужен для всех без исключения любителей косметики с неба? И Антикоррупционное бюро с нашим комиссаром Катанья?
Фронтовики не могут долго выслушивать обещания — мешают контузии от артобстрелов. Враг отучил их долго думать, прежде чем нажать спусковой крючок. Они склонны к простым решениям. И "правосеки" рядом с ними — плюшевые Винни-Пухи.
Страна, вернувшаяся с войны и не нашедшая себя в мирной жизни — вот главная угроза нашему будущему. И уже сейчас необходимо запускать масштабную госпрограмму реабилитации фронтовиков. После победы будет поздно.
Петр, Алексеевич, Вас же не прельщает судьба Керенского? В женской одежде он, конечно же, никуда не бегал, но страну действительно про... в общем, потерял.