УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Как молоды мы были...

Как молоды мы были...

Январские Крещенские морозы, как правило, поднимают газовые проблемы украинско-российских отношений, обнажая нашу слабую позицию в диалоге с российской стороной. Мы не можем хлопнуть дверью, как Турция, не можем возмутиться, как Европа, и потребовать скидки, потому что альтернативы российскому газу в конкретно текущий момент нет.

На рубеже ХХ-ХХІ веков братская газовая помощь России - поставки газа по выгодному бартеру или по цене вдвое ниже рыночной - породила иждивенческие принципы развития украинской экономики, напрочь убивая желание руководителей нашего государства и национальной олигархии всерьез заниматься газодобывающей отраслью. Мы не искали альтернативных России поставщиков и не строили альтернативные пути доставки газа в Украину. В эти «золотые газовые годы» мы рассчитывались за газ плохо. Постоянный долг за газ в 1,5-2 млрд долл. считали платой за нашу любовь к РФ.

Со сменой хозяина Кремля и приходом к власти Путина принцип «любовь за дешевый газ» продолжал действовать. Очевидно, Владимир Путин считал, что наши отношения крепнут и глубокая интеграция наших стран не за горами. Но вот грянул гром. Оранжевая революция… Ющенко, Тимошенко. Наш новоиспеченный Президент, «прозорливый специалист по истории», а также его националистическое окружение стали изображать россиян «злобными москалями», «гнобившими» веками добрых украинцев. (Напомню, по их мнению, украинцы произошли нет от древнерусской нации, а спустились из космоса.)

Спасение от этой «русской орды» насильников, по версии этих политиков, возможно только в НАТО. И они, вопреки желанию украинцев, рвались в НАТОвские члены. Параллельно, по принципу «хитрого хохла», Ющенко возмутился низкой ценой транзита российского газа через украинскую ГТС. А еще «оранжевые» специалисты по международной экономике, как евростратеги, разрабатывали планы строительства в Европу нефте- и газопроводов, альтернативных российским… Короче, гадили России, как могли.

В заключении, главный партнер по «оранжевому майдану» Юлия Тимошенко решила порвать все выгодные газовые контракты, заключенные «Нефтегазом» с «РосУкрЭнерго», чтобы Фирташ и его партнеры из «Газпрома» не заработали на дешевом российско-туркменском газе. Разрушить его бизнес любой ценой, даже за счет благосостояния всей Украины, «для газовой королевы» оказалось главной стартовой задачей на премьерском посту.

Так в чем же виноват Путин, который подыграл нашим молодым стратегам, жаждавшим личного участия в газовом бизнесе?

Эти мысли, изложенные мной вслух, родились в результате длительной беседы с Константином Затулиным, который на ключевой вопрос: «Почему Россия братскому украинскому народу продает газ дороже, чем немцам?», ответил: «Германия нас не предавала, а вот Украина с 2005 года делала это постоянно. Поэтому для «оранжевой» власти эта цена на газ даже льготная, благодаря очарованию премьера Тимошенко».