"Обозреватель" проанализировал украинское законодательство и связался с военными экспертами, чтобы выяснить, в каких случаях милиция, внутренние войска и армия могут применить оружие и боевую технику против мирных граждан.
В ходе Евромайдана и противостояния с Россией в Украине имели место две зеркальных ситуации: в январе евромайдановцы блокировали передвижение "Беркута" в западных регионах страны, а в марте пророссийские сепаратисты заблокировали части Вооруженных Сил Украины в Крыму. Фактически, граждане, заблокировавшие передвижение силовиков и военных, препятствуют им выполнить приказ. А приказ для служивого человека – дело святое.
Как выяснилось, силовики и армия могут действовать достаточно жестко, но широта их полномочий зависит от общей ситуации в стране и от поведения самих блокирующих.
К примеру, "Беркут" не мог применить оружие и спецсредства к заблокировавшим его майдановцам, поскольку те вели себя мирно и не имели при себе оружия.
Бойцы спецподразделения могли задержать или оттеснить митингующих, но ни в коем случае не применять к ним жесткую силу или, тем более, оружие.
"Беркут" мог применить силу к людям, которые блокировали его передвижение. Я не был там – не знаю, но если у них был приказ двигаться и им препятствовали, то они могли применить силу. Но ведь силу можно применять по-разному, можно не причинять травм человеку. Людей можно окружить и посадить в автобус, но не бить, не издеваться, не наносить телесных повреждений, ведь это же гражданин, на налоги которого милиция существует", - сказал первый заместитель главы Союза офицеров Украины Вячеслав Билоус.
Он подчеркнул, что милиция имеет право применять только ответные меры в таких случаях. Оружие и спецсредства должны идти в ход только после того, как чем-то подобным воспользовались митингующие, создав тем самым угрозу жизни и здоровью правоохранителей или других граждан.
При этом полковник в отставке Владимир Коркодим считает, что "Беркут" имел право применить оружие, когда передвижение его бойцов блокировали во Львове и в Василькове, поскольку блокирование препятствовало бойцам выполнить приказ.
"Имели право. И я благодарю Бога, что командиры не отдали такого приказа, и там обошлось без жертв", - сказал он, отвечая на вопрос о том, имели ли право бойцы "Беркута" применить оружие к людям.
Вячеслав Билоус добавил, что "Беркут" имел бы основания для применения оружия против заблокировавших его людей в двух случаях: если бы митингующие попытались проникнуть непосредственно на территорию части, или если бы в стране было введено чрезвычайное положение.
Следовательно, "Беркут" не имел права применять оружие к заблокировавшим его майдановцам, поскольку они были безоружными, вели себя мирно и на территорию части проникнуть не пытались. Но задержать активистов для дальнейшего предъявления им обвинения в препятствовании работе правоохранительных органов "беркутовцы" могли, пользуюсь при этом максимально мягкими средствами влияния.
А вот с Вооруженными Силами все не так просто. Для того, чтобы украинская армия применила боевое оружие и технику, необходимо либо проникнуть на территорию ее частей (блокирующие граждане себе этого пока не позволили, по крайней мере, за пределами Крыма), либо создать угрозу безопасности Украины.
Вячеслав Билоус подчеркнул, что разбираться с противоправной деятельностью жителей Украины должна не армия, а милиция, поскольку в обязанности армии входит исключительно противодействие внешнему агрессору, поэтому она не имеет права применять силу против заблокировавших ее передвижение людей, если эти люди – граждане Украины.
"Они не должны переезжать людей танками. Они должны вызвать милицию, чтобы милиция исполнила свои обязанности. Вместе с милицией арестовать этих людей и отправить их туда, где должны проводиться с ними следственные действия: выяснить, что это за люди, установить их гражданство, цель их пребывания там. И действовать в соответствии с законом, которым была объявлена частичная мобилизация по Украине.
За препятствование деятельности военных частей в Украине, военнослужащие вместе с внутренними войсками и с милицией арестовывают этих людей и доставляют их в управление внутренних дел. Господин Аваков пусть берет на себя ответственность и пусть не требует от армии полицейских функций", - сказал Билоус.
При этом Владимир Коркодим предполагает, что части Вооруженных Сил на Востоке Украины заблокировали граждане России, а поэтому украинская армия имеет право переехать их танками, поскольку они, провоцируя сепаратистские настроения в стране, создают прямую и уже внешнюю угрозу безопасности Украины.
"Это легко определить. При внешнем досмотре у них можно обнаружить российские паспорта, ведь как-то же они пересекли границу", - сказал Коркодим на замечание "Обозревателя" о том, что иностранное подданство этих граждан не доказано.
Оба эксперта отметили, что в случае введения в Украине военного положения полномочия армии расширятся, и она сможет использовать оружие и технику против любых лиц, препятствующих ей выполнить приказ, независимо от их гражданства.
Таким образом, заблокированные "беркутовцы" не могли применить оружие к заблокировавшим их майдановцам, поскольку те вели себя мирно. А вот заблокированные украинские военные в частях на Юге и Востоке страны могут применить боевую технику и оружие к заблокировавшим их лицам, если будет доказано, что это граждане другой страны, или в случае введения военного положения.