2016 политический год запомнится украинцам зрелищной премьерской эпопеей, генпрокурорской сагой, е-декларационным шоком, безвизовой надеждой и многим другим. Временами киевский истеблишмент лихорадило, временами он откровенно переигрывал и раздражал обилием драм. Без "зрад" не обошлось, но были и "перемоги".
В рамках новогоднего спецпроекта "Обозреватель" подвел политические итоги года в стране. О событиях, которые повлияли на жизнь украинцев, – читайте далее.
Долгое и нудное прощание с Яценюком
Начало года ознаменовалось для Украины сильнейшим со времен Революции достоинства политическим кризисом. Вотум доверия к тогдашнему премьер-министру Арсению Яценюку исчерпался. А напряжение между правительством и парламентом стало настолько высоковольтным, что грозило ударом электричества всей стране.
В этой ситуации президент Петр Порошенко призвал премьера уйти в отставку. Яценюк отказываться от должности, разумеется, не спешил. А тут еще и в середине февраля в парламенте не хватило голосов для принятия резолюции о недоверии Кабмину. На следующий день коалиция фактически развалилась, хотя ее эффективность была под вопросом уже много месяцев. Потом последовали около 2 месяцев закулисных переговоров, взаимных ультиматумов и почти полной бездеятельности Рады и правительства.
Долгое и нудное "пришествие" Гройсмана
Параллельно с неприлично затянувшимся прощанием главного "камикадзе" развернулась гройсманиада. Тогдашний спикер парламента Владимир Гройсман был единственной кандидатурой на замену Яценюку, под которого было реально наскрести голоса.
Но для нового премьера довольно долго не могли создать коалицию. С горем пополам ее сформировали на базе двух провластных фракций: Блока Петра Порошенко и "Народного фронта". Внефракционные нардепы компенсировали дефицит голосов.
Тем временем баталии шли и на другом фронте – правительственном. Разное видение состава нового Кабмина несколько раз чуть не поставило крест на премьерской рокировке. НФ пытался выбить компенсацию в виде министерских кресел, кандидат в премьеры – окружить себя доверенными и проверенными людьми, президент – окружить премьера своими доверенными и проверенными людьми.
Читайте:
Много дегтя и чуточку меда: топ-5 "зрад" и "перемог" постмайданной Рады
В итоге взаимный шантаж и полуночные переговоры все-таки принесли плоды – состав Кабмина согласовали. 14 апреля Рада проголосовала пакетом за отставку Яценюка и назначение Гройсмана, что положило конец острой фазе политического кризиса в стране.
Правоохранительные страсти
К предыдущему генеральному прокурору Виктору Шокину к 2016 году накопилось пару чемоданов претензий, поэтому президент был вынужден отправить его в отставку. После долгих недель парламентских торгов в начале мая в парламенте наскребли голоса на назначение генпрокурором Юрия Луценко.
Сопротивление этой кандидатуре среди нардепов было огромным: кто-то выступал за избрание генпрокурора по открытому конкурсу, кто-то хотел видеть главой ГПУ представителя старой сговорчивой системы. Юрий Луценко изначально позиционировался как своеобразный компромисс, который должен был подойти всем, но на деле мало кого устраивал. Луценко во главе Генпрокуратуры запомнился несколькими громкими задержаниями, но о громких приговорах говорить пока рано.
Читайте:
СМИ назвали топ-5 наиболее перспективных политиков Украины
Более-менее полноценно в этом году начали работать и новые органы: Национальное антикоррупционное бюро, Специализированная антикоррупционная прокуратура, Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции. Впрочем, пока эти структуры не могут похвастаться особыми достижениями.
Реформы за год
Летом у Рады наконец-то дошли руки до ключевой реформы – судебной. Принятый законопроект не безупречен, но лед, по крайней мере, тронулся. Была значительно увеличена зарплата судей, назначена переаттестация и т.д.
Не без сопротивления, но в марте Рада все же приняла закон о е-декларировании доходов чиновников в согласованной с Брюсселем редакции. К 31 октября топ-чиновники подали е-декларации. Конечно, и раньше мало кто сомневался, что высшие чины в Украине – люди не бедные, но масштабы их сбережений повергли украинцев в шок.
Сама по себе система е-декларирования полна недоработок, однако их можно со временем устранить. В целом же шаг прогрессивный.
Спустя три года после Евромайдана власти наконец-то делают конкретные шаги и по реформированию медицинской сферы. Изменения украинцы должны почувствовать на себе уже в 2017 году – они коснутся в первую очередь рынка лекарств. Речь идет о справедливых ценах на медикаменты и реимбурсации (компенсации государством стоимости препаратов).
Читайте:
Революция лекарств: что изменится для украинцев после Нового года
Нельзя не вспомнить и о повышении цен на газ для населения до рыночного уровня – 6 879 грн за тысячу кубометров. Этот шаг был давно экономически обусловлен, но для многих оказался довольно болезненным, несмотря на субсидии.
Безвизовая эпопея и подножка Нидерландов
Украина со скрипом и треском выполнила все условия ЕС для отмены виз, однако долгожданного безвизового режима в этом году так и не дождалась. Евросоюз то и дело откладывал решение. До недавнего времени главная загвоздка заключалась в согласовании механизма приостановки "безвиза". Эта проблема уже решена, и политическое согласие относительно безвизового режима для Украины, судя по риторике представителей ЕС, вроде бы тоже есть. Теперь в Киеве надеются получить "безвиз" весной следующего года.
Еще одно разочарование – негативный результат референдума в Нидерландах о ратификации Соглашения об ассоциации Украина-ЕС. Киев пал жертвой евроскептических настроений и политических игр в Голландии – судьба ассоциации зависла в воздухе на долгие месяцы. Но в декабре таки был достигнут долгожданный компромисс в угоду Нидерландам – дополнительный документ к соглашению. Для Украины главное, что он не меняет сути соглашения, неся, скорее, уточняющий характер.
Как сообщал "Обозреватель", названы самые громкие теракты за 2016 год.