УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Оборона и евроинтеграция в программе Яценюка: достижимы ли цели?

Оборона и евроинтеграция в программе Яценюка: достижимы ли цели?

11 декабря Верховная Рада приняла программу действий Кабинета министров Арсения Яценюка на 2015 год.

Документ, который пользователи соцсетей восприняли еще после его презентации довольно скептически, поддержали 269 народных депутатов при минимально необходимых 226 голосах.

Как уже отмечал "Обозреватель", состоящая из 15 страниц программа пестрит правильными декларациями и сроками их выполнения и практически не содержит объяснений того, как будут достигаться поставленные цели. Эта проблема - "вижу цель, не знаю методов ее достижения" - в украинской политике наблюдается постоянно: как в предвыборных программах партий, так и в стратегиях работы разных ведомств. И если во время выборов политики объясняют отсутствие описания методов жестким ограничением ЦИК относительно объема программы, то понять, что помешало Яценюку назвать конкретные пути достижения целей, довольно сложно.

Именно отсутствие конкретики и индикаторов оценки успешности выполнения предложенных реформ стало причиной, по которой некоторые члены коалиции не поддержали программу действий, презентованную Яценюком.

"Ни один сельский совет не принял бы подобного документа в качестве плана своих реформ. Арсений Петрович должен был бы подготовить подробный пошаговый план, по пунктам, с четкими мероприятиями, ответственными за их выполнение, где должны были бы быть указаны индикаторы успешности/неуспешности предложенных реформ. То есть, такого документа нам предложено не было, а я не могу голосовать за что-то, похожее на туалетную бумагу", - объяснил "Обозревателю" свой голос против программы нардеп от "Блока Порошенко" Сергей Каплин.

Мы решили проанализировать отдельные пункты программы, начав с ключевой сейчас политики безопасности и вопросов евроинтеграции.

5% ВВП – на оборону: что это значит в абсолютных величинах?

Расходы на оборону обещают увеличить до 5% ВВП. В 2014 году эта статья расходов составила 3,4% от валового внутреннего продукта 2013 года (177,4 млрд долл. или 1 454 млрд грн по курсу 2013 года), то есть на оборону ушло около 50 млрд грн.

Учитывая падение ВВП на 7%, признанное правительством во вступлении в программу действий, девальвацию гривни и потери частей ВВП, которые обеспечивали Крым и Донбасс (147 млрд грн в 2013 году), можно спрогнозировать, что ВВП Украины в 2014 году составит порядка 101 млрд долларов США ((1 454 – 147) – 7% = 1 215,5 млрд грн или около 101 млрд долл. при среднем курсе за 2014 год около 12 грн/долл.)

Читайте: Программа Кабмина: ничего менять не собираются, а будут драть в три шкуры руками воров-чиновников

5% от этой суммы, которые планируется потратить на армию, составят 5 млрд долл. или около 60 млрд грн. С учетом инфляции эта сумма практически не превышает расходов на оборону в предыдущие годы, и непонятно, насколько получится усилить нашу обороноспособность в реальности.

Отказ от внеблоковости: ждут ли Украину в НАТО?

Программа также предусматривает отказ Украины от внеблокового статуса до 2015 года. В свете того, что соответствующий законопроект Рада уже внесла в повестку своей первой сессии, это обещание выглядит вполне осуществимым. Разумеется, что отказ от внеблоковости имеет своей конечной целью вступление в НАТО – шаг очень правильный и вполне реалистичный, считает политолог Павел Мезерин.

"Отказ от внеблокового статуса – это четкие намерения Украины внедряться в военные структуры. Вступление в НАТО Украине жизненно необходимо, в отличие от вступления в ЕС. События этого года показали, что до тех пор, пока будет существовать "путинская федерация", Украина, как государственное образование, будет в опасности, поэтому ей нужно в НАТО", - сказал эксперт.

Он добавил, что на этом пути Украина может встретить немало препятствий, поскольку "не все ведущие игроки внутри НАТО хотят ее вступления, многие не желают конфронтации с Россией", но все же стоит постараться, потому что НАТО для украинцев - эффективный и очень действенный шанс защититься от агрессии России.

Читайте: Европа, дорогая коммуналка и стена на границе: обещания Кабмина и реакция соцсетей

"Я больше верю в то, что в течение 5-6 лет Украина окажется в НАТО, нежели в то, что в течение 5-6 лет она окажется в ЕС", - подытожил Мезерин.

По мнению военного эксперта, директор информационно-консалтинговой компании Defense Express Сергея Згурца, решение об отмене внеблокового статуса давно назрело.

"Отмена внеблокового статуса - это уже назревший вопрос, который неоднократно поднимался на разных политических уровнях. Отмена этого статуса позволит более широко использовать направления сотрудничества с НАТО в целом и отдельно со странами-членами НАТО в рамках групповых и индивидуальных программ. Потому что это снимет определенные искусственные ограничения", - сказал Згурец.

Он добавил, что, на самом деле, внеблоковость Украины имеет значение только для нее самой, остальные страны практически не обращали на нее внимания, и никаких гарантий безопасности она стране не давала, что еще раз доказал конфликт с Россией.

Згурец считает, что на членство в НАТО Украина может рассчитывать не ранее, чем через 7-10 лет, поскольку страны Запада еще не готовы отказаться от восприятия украинских территорий, как буферной зоны, и принять Украину в ряды "своих".

Нужна ли нам "стена" на границе с Россией?

Одним из пунктов, вызвавших самую бурную реакцию соцсетей, оказалось обещание до 2018 года соорудить на границе с Россией "Европейский вал".

По словам Яценюка, этот проект по "надежному укреплению российско-украинской границы" обойдется в 8 млрд грн.

На первый взгляд, не такая уж и большая сумма для бюджета страны, особенно, учитывая, что проект рассчитан на три года, к тому же, правительство предусмотрело, что финансировать сооружение "вала" будут за счет помощи МВФ и ЕС. И первый транш в размере 235 млн грн, по словам Яценюка, от ЕС уже получен.

Но тут остро встает вопрос целесообразности. Есть ли настоятельная необходимость для страны, находящейся в глубоком экономическом кризисе, тратить 8 миллиардов гривен международной помощи на сооружение стены на границе с соседним государством? Да, это государство проявило по отношению к Украине агрессию, но даже ребенок понимает, что остановить вторжение российской или любой другой современной армии с помощью стены невозможно. Более того, "вал" появится на границе только через три года, а за это время, как сулят политические, экономические и даже астрологические прогнозы, ситуация в соседней стране может сильно измениться. Да и война идет уже сейчас.

Павел Мезерин уверен, что Украине не стоит заморачиваться с постройкой "стен" и "валов", а нужно просто провести демаркацию границ с РФ – дешевле обойдется и эффективнее будет.

"Демаркация границы действительно необходима, в этом нет сомнения, потому что границы, как таковой за 23 года так и не появилось. Нужна полноценная государственная граница со всем, что ей полагается. А разговоры про какую-то стену, какие-то валы… нельзя к этому без улыбки относиться", - сказал он в комментарии "Обозревателю".

Военный эксперт Сергей Згурец отметил, что проект постройки "вала" является не очень удачным, поскольку защищать границу за счет статичных сооружений очень сложно и затратно.

"Что касается сооружения "стены", то у меня к этому отношение достаточно критическое, потому что создание эффективной системы защиты границы при помощи стационарных сооружений будет требовать достаточно серьезной технической поддержки. Там надо устанавливать средства обнаружения нарушителей, тепловизионные устройства, и это потребует много дополнительных проектов, что может существенно повысить цену проекта по сооружению "стены", - сказал Згурец.

По его мнению, гораздо эффективнее было бы использовать мобильные средства защиты границы: патрулирование с воздуха, рейдовые группы пограничных войск (поскольку сейчас уже начат процесс реформирования службы в войска), а также минирование самых опасных зон с установкой соответствующих информационных табличек.

Дождемся ли мы компенсации убытков, причиненных агрессией России?

Одним из пунктов оборонной части программы значится "защита национальных интересов в международных судах, компенсация убытков, причиненных военной агрессией России". Правильная, но совершенно неосуществимая цель в нынешних условиях.

Без введения военного положения и признания России страной-агрессором, вторгшимся на территорию Украины, чего власть до сих пор не сделала, Украина не может рассчитывать на репарации со стороны РФ. Ведь мы сами официально не признаем конфликт на Донбассе войной, упрямо называя его антитеррористической операцией, чем определяем боевые действия на востоке, как исключительно внутренний конфликт в государстве.

"Без признания событий на Донбассе войной, без введения военного положения Украина не сможет, как объект агрессии, рассчитывать ни на репарации, ни на списание долгов, потому что у нас не было войны, мы ее сами не признали. Я считаю, что в этом смысле нам нужно срочно переосмыслить политику, принять решение и назвать все своими именами", - уверен экс-нардеп Андрей Сенченко.

Кроме того, раздел о безопасности содержит очень много пунктов с обещаниями принять какие-то новые законы, подготовить стратегии, планы, программы, о которых, кроме названия, не говорится ничего. Возможно, у правительства уже есть определенные заготовки и видение будущих программ, но пока в этих обещаниях сложно увидеть что-то, кроме популизма.

Читайте: "Стену" на границе с Россией оценили в 8 млрд гривен

Более того, подготовка проектов, их рассмотрение в парламенте и утверждение Президентом, очевидно, оттянут начало их выполнения на несколько недель, а то и месяцев. Но, как говорится, главное маневры… Ведь украинские политики никогда не умели действовать без красиво прописанной стратегии (да и с ней не всегда доходило до реальных шагов), хотя, если разобраться, планы и визии – документы, не имеющие законодательной силы, то есть, по сути, Кабинет министров ничто не ограничивает в возможности действовать без их предварительного принятия.

Близок ли свет в конце евроинтеграционного тоннеля?

Одним из самых спорных пунктов программы, который не вошел непосредственно в опубликованный на сайте Кабмина документ, но был озвучен во время презентации Яценюком, является обещание членства в ЕС.

Дедлайн для этой задачи премьер решил не устанавливать. Но, учитывая, что действующий состав правительства продержится максимум 5 лет - до следующего созыва Верховной Рады и формирования новой коалиции, а соответственно, и нового Кабмина (и это в лучшем случае, если новоизбранная Рада продемонстрирует длительное и стойкое единство до конца своей каденции), то и задачи в программе Яценюка не могут ставиться более, чем на пять лет.

Членство в ЕС за пять лет звучит уж слишком оптимистично, и, как отметил Павел Мезерин, поверить в это гораздо сложнее, чем в то, что через пять лет Украина войдет в НАТО.

Политолог подчеркнул, что уровень популизма в заявлениях, касающихся европейской перспективы Украины, среди отечественных политиков просто зашкаливает, поэтому сейчас сложно оценить реалистичность этого пункта правительственной программы действий. По мнению Мезерина, серьезность намерений Кабмина в этом направлении можно будет оценить через пару лет, когда они предпримут или не предпримут необходимые для евроинтеграции шаги.

Эксперт считает это обещание малореалистичным, подчеркивая при этом, что вхождение в состав Европейского союза не является жизненно важным для Украины.

"Обозреватель" продолжит анализировать экономический, антикоррупционный и другие блоки программы действий правительства.