Яценюк просил помощи в Берлине, Германия пообещала поддержать
Визит премьер-министра Украины в Берлин оказался омрачен атакой "кибердиверсантов" и терактом в Париже. Состоится ли саммит в "нормандском" формате в Астане, все еще не ясно.
7-8 января премьер-министр Украины Арсений Яценюк во главе правительственной делегации находился с официальным визитом в Германии. В Берлине он первым делом заехал в министерство экономики, где поговорил с его руководителем, вице-канцлером ФРГ Зигмаром Габриэлем (Sigmar Gabriel) и поприсутствовал на церемонии подписания германо-украинского соглашения, предусматривающего предоставление немецких госгарантий под кредиты в полмиллиарда евро, которые Украина собирается взять в банках Германии.
Потом Яценюк нанес визит вежливости федеральному президенту Йоахиму Гауку (Joachim Gauck), поужинал с представителями деловых кругов в Восточном комитете немецкой экономики, дал несколько заранее запланированных интервью немецким СМИ и одно спонтанное парламентскому корреспонденту Deutsche Welle, выступил с докладом в Германском обществе внешней политики и - главный пункт программы - провел переговоры с канцлером Ангелой Меркель (Angela Merkel), которая принимала его с воинскими почестями.
Яценюк и "кибердиверсанты"
Программа пребывания украинского премьера в Берлине была насыщенной, но широкого отклика в немецких СМИ не вызвала. Не потому что в Германии утратили интерес к происходящему на Украине и в ее восточных регионах. Просто в то самое время, пока Яценюк с его министрами летел из Киева в Берлин, в Париже радикалы-исламисты расстреляли сотрудников французского сатирического журнала, что отвлекло внимание немецкой прессы.
А если что и вызвало повышенный интерес берлинских журналистов, так это хакерская атака на сайты немецкого правительства, канцлера и бундестага в день прилета украинской делегации. Ответственность за нападение взяла на себя пророссийская украинская интернет-группировка, называющая себя "КиберБеркут". На свой сайт хакеры выложили петицию с требованием к Германии "прекратить финансовую и политическую поддержку преступного киевского режима" и угрозой: "Мы не забудем! Мы не простим!"
Когда Яценюка попросили в Берлине прокомментировать этот инцидент, он призвал "российские спецслужбы не транжирить бюджетные средства, формирующиеся за счет налоговых отчислений жителей России, на такого рода бессмысленные спецоперации". Несмотря на угрозы "кибердиверсантов" Германия, а также другие страны ЕС, готовы и дальше оказывать Украине и политическую, и экономическую помощь.
Помощь Украине
Сам Яценюк в интервью DW мотивировал необходимость оказания такой помощи тем, что Киев взял на себя большую часть работы по обеспечению стабильности в мире. "Это наша совместная борьба, - заявил он, - борьба за европейские ценности, борьба за свободу, борьба за соблюдение международного права".
Развивая свою мысль, Яценюк добавил, что Украине необходимо помочь пережить тяжелейший экономический период: "Ведь это страна, которая потеряла 20 процентов экономики, страна, которая находится в состоянии войны с Российской Федерацией, страна, которая теряет каждый день жизни украинских солдат". Нечто подобное он, скорее всего, говорил и на переговорах с канцлером.
"Германия будет и далее делать все возможное, чтобы поддержать Украину на избранным ею пути", - заявила Меркель на итоговой пресс-конференции. Государственные гарантии ФРГ под будущие кредиты для Украины - один из элементов такой поддержки. Обещают помочь Киеву и другие страны ЕС. И вот почему.
"Мы выступаем за соблюдение международного права, - заявил в интервью DW председатель комитета Европарламента по иностранным делам Эльмар Брок (Elmar Brok). - Недопустимо, чтобы силой изменялись границы в Европе". Кроме того, Брок считает, что каждая страна вправе сама решать, какой ей быть и с какими государствами заключать договоры. Принципы же, зафиксированные в Хельсинкском Заключительном акте, по его словам, универсальны и отвечают интересам не только самой Украины, но и всех других европейских стран, включая Германию.
Поскольку, однако, ЕС исключил вариант оказания военной помощи Украине, то остаются два инструмента, отметил Эльмар Брок. "Первый, - заявил он, - с помощью санкций показать агрессору, что вести войну это дорого; а второй - оставить открытыми каналы для диалога в целях поиска компромисса, приемлемого для обеих сторон". То есть России и Украины.
Саммит в Астане под вопросом
И Берлин, и Киев считают, что основой такого компромисса, ключом к деэскалации ситуации на востоке Украины может быть минский протокол, подписанный в сентябре прошлого года. Проблема, однако, в том, подчеркнула Меркель, что положения этого документа не выполняются.
Есть, по ее словам, некоторый прогресс, в частности, договоренность о прекращении огня, пусть и "зыбкая", но некоторые пункты протокола остаются спорными. Яценюк, со своей стороны, заявил, что Киев соблюдает свою часть минских договоренностей, а вот Россия, по его выражению, "не соблюдает ни одной".
По сведениям источников DW из немецких дипломатических кругов, одна из самых сложных проблем - согласование демаркационной линии, разделяющей территории, находящиеся под контролем сепаратистов и украинских силовиков.
Та линия, которая была зафиксирована в сентябре в минском протоколе, более не существует. Какие-то участки за минувшее время захватили сепаратисты, на других продвинулись вперед силовики. Значит, нужно либо возвращаться на прежние позиции, либо проводить обмен территориями. Дипломаты из стран "нормандской четверки" бьются над решением этой и некоторых других проблем все последние дни.
Меркель возлагает надежды на министров иностранных дел России, Украины, Франции и своего собственного, которые, как сообщила она, "работают над подготовкой саммита в "нормандском" формате в Астане". Удастся ли сделать возможной такую встречу, зависит, по ее словам, от хода переговоров в ближайшие дни.
Меркель понимает, что "встреча в Астане не сможет привести к выполнению с сегодня на завтра всех положений минского протокола, но что возможно, так это добиться зримого прогресса по одним пунктам и выработать надежную "дорожную карту" для других". Очередная телефонная конференция четырех министров, по некоторым сведениям, состоится уже завтра, 9 января.