Вице-премьер Украины: Мы проводим реформы в условиях агрессии
В интервью DW вице-премьер правительства Украины Геннадий Зубко рассказал о перспективах урегулирования конфликта в Донбассе, реформах и отношениях с олигархами.
Вместе с Арсением Яценюком в Берлин 1 апреля приезжал вице-премьер правительства Украины, министр регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Геннадий Зубко. Именно он подписал здесь соглашение о государственных гарантиях Германии на кредиты для Украины в размере 500 миллионов евро. В интервью DW Зубко рассказал о том, на какие цели предполагается использовать эти средства, о перспективах урегулирования конфликта на востоке страны, ходе реформ и отношениях с олигархами.
Deutsche Welle: Господин Зубко, Украина получила от Германии государственные гарантии на кредиты в 500 миллионов евро. На что вы собираетесь потратить эти средства?
Геннадий Зубко: В соглашении четко прописаны все секторы экономики, в которые будут направлены эти деньги. Это энергетика, в частности, проекты по повышению энергоэффективности и обеспечению энергобезопасности Украины. Это инфраструктура, конкретные проекты еще раньше были обговорены с немецкой стороной. Речь идет о восстановлении мостов в Донецкой и Луганской областях, а также дорог в направлении Харьковской, Днепропетровской и Запорожской областей, о восстановлении систем жизнеобеспечения в пяти областях - водоснабжение, водоотвод, теплоснабжение, система коммунальных предприятий.
- Я правильно понимаю, что речь идет о восстановлении разрушенной в ходе боевых действий инфраструктуры и в районах, которые сейчас находятся под контролем сепаратистов…
- … которые на сегодняшний день не контролирует украинская власть. Мы должны поддержать инвестициями восстановление разрушенного единого энергетического рынка, системы нормальной жизнедеятельности на территориях, где проживает очень большое количество людей, и коммуникации между этими людьми. Это вопрос восстановления не только востока Украины, но и поддержание всей экономики, поскольку от функционирования системы зависит работоспособность страны в целом.
- Является ли условием капиталовложений на этих территориях восстановление в них контроля центральной власти?
- На сегодняшний день мы говорим о районах, которые контролируются украинской властью.
- Положа руку на сердце, вы всерьез рассчитываете на восстановление контроля центральной власти на территориях, которые называют сейчас ДНР и ЛНР?
- Это территория Украины, где живут украинцы. Сейчас стоит вопрос о диалоге, в котором речь идет о прекращении огня, о том, чтобы убрать оттуда российские войска, закрыть границу, освободить военнопленных и провести выборы с тем, чтобы получить легитимную власть. К сожалению, вариант проведения выборов, предложенный осенью 2014 года, не был поддержан. Выборы были проведены нелегитимно. Когда на улицах люди с оружием в руках, свободно голосовать никто, разумеется, не может.
Есть план, выработанный в Минске еще в сентябре прошлого года, он был поддержан комплексом мер, подписанных там же12 февраля. И Украина этот план четко выполняет - и по прекращению огня, и по отводу тяжелых вооружений, и по принятым законам об особенностях управления в Донецкой и Луганской областях. Что мешает, так это присутствие иностранных войск, постоянная пропаганда, невозможность доставить туда гуманитарную помощь.
- Все, о чем вы говорите, отвлекает колоссальные средства - финансовые, кадровые, политические - от проведения реформ. Есть призывы на какое-то время смириться с утратой Крыма и двух районов на востоке и все силы бросить на развитие остальной Украины. Как вы смотрите на такой вариант?
- Военная агрессия на территории Украины осуществляется именно с тем, чтобы не дать провести реформы. Эта агрессия преследует цель вызвать в стране экономический хаос, гуманитарный кризис. Тем не менее, и правительство, и высшее государственное руководство старается как можно быстрее провести децентрализацию, дерегулирование, судебную реформу, обеспечить невозвратность к централизации и диктатуре. Это даст возможность показать людям на подконтрольной террористическим организациям территории, что реформы и изменения действительно идут.
- Некоторые в Германии, однако, считают, что события на востоке - не единственная причина пробуксовки реформ, а не упомянутая вами борьба с коррупцией - всего лишь ее имитация…
- Покажите мне другую страну, которая бы в условиях военной агрессии провела президентские выборы, в условиях напряженной ситуации на востоке Украины - парламентские выборы, приняла президентскую "стратегию 2020", подписала коалиционное соглашение в парламенте, на основании которого было сформировано правительство, уже осуществившее очень много реформ. Это, например, бюджетная децентрализация, давшая дополнительные средства регионам, целый пакет антикоррупционных законов. Сейчас заканчивается подбор главы антикоррупционного бюро, готовится закон о прокуратуре, о справедливом суде, который предусматривает люстрацию и перезапуск всей судебной машины. Результаты есть уже сейчас. Ряд европейских стран проходили такой путь за несколько лет. Так что я с вами не согласен, реформы не буксуют.
- Моя работа не спорить с вами, а задавать вопросы. Например, о Коломойском. Что означает этот конфликт? Это начало отстранения олигархов от политической власти или сугубо частный случай?
- Надо учитывать произошедшие изменения в государстве. Приняты для всех одинаковые правила ценообразования, препятствующее выводу финансово-промышленными группами денег за рубеж, подняты рентные платежи по добываемым полезным ископаемым, изменено налоговое законодательство для выравнивания условий ведения бизнеса. Предприятия, работающие с недрами государства или в сфере энергетики должны платить в бюджет рентные платежи.
- И все же. Это начало отстранения олигархов от власти?
- Эта та точка, которая позволила Коломойскому, выполнившему в тяжелый момент определенную функцию по мобилизации Днепропетровской области для защиты от сепаратизма, принять решение дальше заниматься бизнесом. Управление страной - это функция государства. Тут важно разделять полномочия государства и тех, кто ведет бизнес.
- Но ведь и ваш президент в свое время обещал полностью перейти на политическую работу и оставить бизнес…
- А он и передал все управление. Это вопрос только времени - когда будет реализована переданная им управляющей компании собственность. По тому, насколько плотно президент занимается проблемами государства, видно, что он не отвлекается на другие дела.
- Еще один украинский олигарх - Дмитрий Фирташ финансирует созданное недавно "Агентство по модернизации Украины" с участием видных отставных европейских политиков. Как вы относитесь к такой схеме, в которой Фирташ оплачивает европейских политиков, которые вырабатывают рекомендации для вашего правительства?
- Мне об этом ничего не известно. У нас проходит много всяких презентаций, дают много всяких советов, но реально видно только действующее правительство, которое занимается конкретными делами и решает конкретные проблемы экономики. Это агропромышленный комплекс, энергетика, инфраструктура, то есть те вещи, в которых никакие презентации не нужны. Надо просто брать и делать.