Россия окончательно оформила право не исполнять решения Европейского суда по правам человека.
Какие последствия этот шаг будет иметь для членства РФ в Совете Европы, выясняла DW.
Решения Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) больше не являются обязательными для исполнения в России. Это закреплено в законе, который подписал в понедельник, 14 декабря, российский президент Владимир Путин. На практике это означает, что защищающий интересы РФ в международных судах орган власти будет обращаться к Конституционному суду (КС), который получил право решать, будет ли Россия выполнять решения межгосударственных органов по защите прав и свобод человека, под которыми понимается в первую очередь ЕСПЧ.
Глава КС Валерий Зорькин на встрече с Путиным, состоявшейся в день подписания закона, заверил, что Россия не идет "против Европы, перечеркнув все европейское". Однако, по его словам, незачем исполнять решения ЕСПЧ, "когда, например, конституция и основанное на ней законодательство лучше защищают права граждан".
Читайте:
Польша заставит Россию через Европейский суд вернуть обломки самолета Качиньского
Совет Европы отреагировал сдержанно
В Совете Европы (СЕ) на принятие в России закона, освобождающего от необходимости в обязательном порядке исполнять решения европейского суда в Страсбурге, отреагировали сдержанно. Генеральный секретарь СЕ Турбьерн Ягланд напомнил, что, "согласно статье 46-й Европейской конвенции о правах человека, все члены (Совета Европы. - Ред.) обязуются исполнять окончательные постановления суда".
Совет Европы только после появления конкретного решения сможет вынести суждение о том, насколько действия России согласуются с взятыми ею на себя обязательствами, указывается в официальном заявлении, распространенном СЕ 15 декабря.
"Совместимость страсбургских решений с национальными конституциями уже проверялась в ряде стран, таких как Германия, Италия или Австрия", и до сих пор этим странам удавалось найти решение, не выходящее за плоскость конвенции, говорится в заявлении. "Это должно быть возможным и в России", - добавил Турбьерн Ягланд. На дополнительный запрос DW представитель Совета Европы Даниэль Хёльтген (Daniel Holtgen) ответил, что "единственное отличие в том, что в России все оформлено в виде специального закона".
Читайте:
Только Путина: Госдума приняла закон, позволяющий не выполнять решения ЕСПЧ
Две разные проблемы
При обсуждении отношений между ЕСПЧ и Россией смешиваются две разные проблемы, объяснил в интервью DW авторитетный немецкий юрист Отто Лухтерхандт (Otto Luchterhandt), принимавший участие в подготовке российской конституции. По его словам, соотношение национального и международного законодательства и баланса между ними - одна проблема, а резкое нарастание противоречий между Россией и странами Запада вокруг соблюдения прав человека в России - другая. И именно в контексте второй проблемы, по мнению юриста, следует рассматривать последние действия Кремля в отношении ЕСПЧ.
Сами российские власти этого не скрывают. "Юристы, будучи специалистами в области права, не могут отвлечься от того, что данное решение осуществляется в конкретном социальном и политическом контексте", - указывал еще в октябре Валерий Зорькин, имея в виду вопрос о том, исполнять или нет решение ЕСПЧ о выплате бывшим акционерам ЮКОСа компенсаций в размере 1,86 миллиарда евро.
"Конечно, было бы очень наивным сказать, что мы не видим, что политическая ситуация сегодня другая по сравнению с тем, какой она была в середине 90-х годов, когда мы говорили: Европа - от Лиссабона до Владивостока", - констатировал Зорькин.
Новый закон позволит мотивировать отказ Москвы исполнять решения ЕСПЧ не только по делу ЮКОСа, но и по межгосударственным искам "Украина против России", прогнозируют эксперты. На сегодняшний день на рассмотрении в Страсбурге находятся три таких иска. "Российская власть нарушает закон, ЕСПЧ указывает ей на это нарушение, но российская власть при этом сама определяет, наказывать себя за это нарушение или нет", - сказал собеседник DW из аппарата ЕСПЧ.
Читайте:
Юридический стеб: шансы Януковича выиграть в ЕСПЧ
Выход из СЕ: маловероятен, но не исключен
На вопрос, следует ли рассматривать принятие закона как шаг на пути к фактическому выходу России из Совета Европы, представитель СЕ Хёльтген ответил отрицательно: "Пока даже не установлено, что Россия нарушила конвенцию". Совету Европы, по его словам, это еще предстоит понять.
В Кремле категорически отрицают, что Россия готовится выйти из СЕ или отзывать подпись под Европейской конвенцией о правах человека. Но, по мнению Отто Лухтерхандта, "исключать такого шага нельзя". Требования выйти из СЕ уже звучат в России и, по словам юриста, "такие вещи надо воспринимать всерьез".
В то же время, Лухтерхандт считает, что пока это маловероятно: "Скорее, Россия получает определенную выгоду от членства в Совете Европы". Последние действия Москвы немецкий юрист интерпретирует "как желание остаться в СЕ, но в будущем избегать исполнения особо неприятных или дорогих решений ЕСПЧ".