"Замдекана не любит девочек": подробности суицида студентки Богомольца
Самоубийство студентки НМУ Богомольца Мукаддас Насырлаевой вызвало огромный резонанс в украинском обществе. Кого винят в том, что юная студентка покончила с собой? Что об этом говорят родные и знакомые, а что университет? Как относятся к иностранцам в оскандалившемся вузе? И каковы шансы родных добиться справедливости?
Чтобы ответить на эти и другие вопросы, "Обозреватель" провел собственное расследование трагедии.
Хэппи-энда не случилось
Об исчезновении студентки из Туркменистана стало известно еще в первых числах февраля. По Киеву расклеили объявления с просьбой помочь в поиске, родственники и друзья оставляли на ее странице в соцсетях массу сообщений с просьбой выйти на связь, к делу подключились активисты. Но надежды на хэппи-энд не сбылись.
17-го февраля адвокат семьи Насырлаевых Ровшанбек Розметов сообщил, что девушка прыгнула с моста Патона. По его словам, все из-за того, что в деканате по работе с иностранными студентами якобы отказались подписывать бумаги, которые были необходимы для получения вида на жительство и продолжения обучения в Украине.
Ей светило исключение и депортация. Девушка не выдержала такого стресса и покончила с собой. По состоянию на 22 февраля, поисковые бригады до сих пор не нашли ее тело.
"Она была хорошей"
"Она была очень хорошей девочкой. Очень умной, помогала всем в группе. Для всей нашей группы шок, то что произошло с Мукаддас. Говорила ли она о проблемах с документами? Я не слышал. Но такое у нас иногда случается, обычно все удается решить", – рассказали "Обозревателю" в группе погибшей.
По сути, Мукаддас была еще ребенком, поэтому трагедия с ней не могла оставить украинцев равнодушными. Первой "под огонь" попала замдекана по воспитательной работе с иностранными студентами Татьяна Тимохина.
Именно ее сторона потерпевшей обвинила в том, что та якобы порвала заявление девушки о содействии в решении вопроса с видом на жительство в Украине. Этот разговор случился за неделю до исчезновения Мукаддас.
Читайте: В России девушка завершила страшным суицидом онлайн-трансляцию в Instagram
На время проведения служебного расследования университет отстранил Тимохину от работы. Впрочем, сделали это по ее же просьбе. Так что все было скорее похоже на формальность, чтобы охладить пыл недовольных.
Вскоре администрация Богомольца действительно заступились за преподавателя, заявив, что есть сразу несколько свидетелей, которые присутствовали при роковом разговоре девушки с замдекана. Якобы все было в рамках служебной этики и заявление Мукаддас никто не рвал. А саму студентку отчислили еще 18 января за нарушение миграционного законодательства.
"Обозреватель" связался с адвокатом семьи погибшей Розматовым, чтобы тот прокомментировал сложившуюся ситуацию.
- Разве Мукаддас не была в курсе, что у нее заканчивается виза?
- Нет, она была в курсе, что виза заканчивается. Но Мукаддас думала, что она возьмет вид на жительство летом перед отъездом домой. Она не думала, что для обучения нужно получать вид на жительство. Поэтому она не обращалась в деканат за визой. Ей об этом никто не сказал. Она думала, что это нужно только для того, чтобы въехать на территорию Украины.
- Еще проректор Цехмистер заявил, что Тихонова не рвала заявление Мукаддас. И у них есть свидетели. Как вы это прокомментируете?
- Тихонова его порвала и отдала в руки без прочтения, сказав, что ничего подписывать не будет. В лицо она не бросала. Такого не было. Мукаддас вышла заплаканная из ее кабинета за неделю до исчезновения.
О свидетелях, про которых говорит проректор, я узнал из СМИ. Думаю, что органы досудебного следствия будут с ними разбираться. Я буду ходатайствовать, чтобы установили их местонахождение в момент того разговора.
- А что по поводу ее исключения?
- Это полный бред. Она еще 29-го января ходила на учебу. Это можно легко проверить по журналам.
Как можно порвать заявление и просто отдать в руки? Такое отношение к студенту, который тебя кормит и приносит Украине валюту? Как можно так относиться к людям? Кстати, такое отношение не только к ней одной, но и ко многим другим студентам.
Читайте: Суицид студентки в Киеве: появились новые данные о поисковой операции
"Не любит девочек"
Мы попытались связаться с замдекана Тимохина, чтобы она дала комментарий для материала, но пока безуспешно. Впрочем, если адвокат Розматов говорит правду, то университет мог отчислить студентку задним числом, чтобы не нести ответственность за ее судьбу. Такое у нас, увы, не редкость.
Кроме того, адвокат сказал, что такое отношение было не только к Мукаддас, но и к другим иностранцам.
Нам удалось связаться с одним из учащихся стоматологического факультета, который на условиях анонимности согласился рассказать о странном отношении замдекана Тимохиной к студентам.
"Она не любит девочек. Это правда. Если нужно решить с ней какие-то вопросы, то парни могут на это рассчитывать. А вот девочки уже не раз выходили из ее кабинета заплаканными. Так что конфликт с Мукаддас вполне мог иметь место. Мы даже обращались в наше консульство с жалобой на Тимохину. Там обещали с ней поговорить, но при этом сказали писать заявления. Понятно, что никто не рискнул так подставляться. Ведь неизвестно как все повернется, а вылетать из университета никому не хочется", — сказали нам.
Возмущение иностранных студентов вполне понятно, если взглянуть на стоимость их обучения на дневной форме Богомольца – в среднем она в три раза выше, чем у украинцев – от 80 до 100 тысяч гривень.
Колоссальная сума как для вуза, диплом которого практически не котируется за границей. И многие ли семьи захотят платить такие деньги после того, что случилось с девочкой из Туркменистана? Крайне сомнительно.
Кого-то накажут?
"По обнародованной в СМИ информации, на такой поступок девушку могли подтолкнуть трудности, которые возникли у нее во время обучения в высшем учебном заведении, а также из-за разногласий с его руководством. В связи с этим в ЕРДР внесены сведения по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 по ст. 120 (доведение до самоубийства) УК Украины", – заявили в прокуратуре.
В таком случае виновному в смерти Мукаддас грозит от семи до десяти лет. Впрочем, как объяснили нам юристы, доказать вину замдекана Тимохиной или кого либо еще будет весьма непросто. Для этого следствию понадобятся веские улики того, что Мукаддас действительно планомерно доводили до самоубийства – показания свидетелей и компрометирующая переписка. В ином случае – шансов добиться наказания будет очень мало.
Впрочем, следствие лишь начало свою работу, поэтому пока остается надежда узнать, почему молодая и перспективная студентка, в которой никогда не замечали склонностей к суициду, вдруг прыгнула с моста Патона в холодный Днепр.
В марте Мукаддас Насырлаевой должно было исполниться 19 лет.