О Зеленском, Порошенко, поездке в США и мостах: откровенное интервью Кличко
Во втором эпизоде авторского проекта "Орестократия" шеф-редактор OBOZREVATEL Орест Сохар вывел на откровенный разговор Виталия Кличко. Киевский городской голова рассказал о детях, обмолвился о взаимоотношениях с женой, а также – об американском периоде своей жизни.
Однако в основном речь шла о столице и ее проблемах: как Фонд госимущества приобщился к обострению транспортного коллапса в Киеве, когда будет сдан Подольско-Воскресенский мост и почему так вздорожало строительство Шулявского. Интересовали также вопросы высотной застройки в центре, когда будут демонтированы уже построенные небоскребы и почему передвигаться по Киеву совсем скоро будем быстрее.
"Вы хотите услышать, что Джулиани меня спас..."
– Господин Виталий, как вы отпраздновали отставку Андрея Богдана?
– Вы знаете, я узнал об этом из поста с Сейшел – и завидовал. Думал, какая хорошая отставка! Мечтаю тоже поехать и отдохнуть, меня всегда брат приглашает, зовет на Гавайи, еще куда-то. Я могу ездить по всему миру, но так произошло, что нет времени для этого.
Праздновать? Я с Богданом не воевал, но то, как он...
– Он подал представление на увольнение вас с должности главы...
– Это неконституционные вещи. Мы же за верховенство права... Мне понравился один комментарий. Человек говорит: "Мне не нравится Кличко, но мы его выбрали, и он должен выполнять свои обязательства. А если нам будут навязывать и говорить, кто должен руководить Киевом, не спросив киевлян – я против этого".
Сейчас много спекуляций на тему "Кто спас Кличко?". Джулиани, Ермак, президент и так далее. Но спасает Кличко только реакция киевлян.
– Есть косвенные доказательства, что и определенный параллельный политический процесс помог вам укрепить позиции. В частности, Лев Парнас говорил, что на закрытой встрече в Мадриде Джулиани призвал советника Зеленского оставить Кличко на должности. А потом NYT написала, что Кличко вернулся в Киев и хвастался коллегам, что решил с Джулиани этот вопрос.
– Во-первых, Джулиани не политик, и он никак не может влиять на украинскую политику. Я знаком с ним с 2006 года. Он – один из самых успешных мэров в мире, имеет очень большой опыт, мы с ним неоднократно встречались, обсуждали проблемы Киева и самоуправления.
– Зачем было лететь к "неполитику" Джулиани и проговаривать, цитирую, "ситуацию в Украине и перспективы дальнейшего сотрудничества с США"?
– Если вы хотите услышать, что Джулиани меня спас – пусть будет так! Это даже хорошо, что я могу обратиться к Дональду Трампу, Джулиани и т.д. Пусть Ткаченко и другие найдут такую возможность – к кому-либо обратиться, не имея авторитета в мире.
– Это крутая информация, что американский "обком" помогает навести порядок в Украине.
– Я, имея авторитет, разговариваю с политиками по всему миру, делаю все, чтобы Киев был самой лучшей столицей планеты, а Украина заняла подобающее ей место. Потенциал у нас есть. Вопрос, как мы его можем использовать.
– Ермак сопровождал вас когда-то как юрист?
– Не помню такого, но мы с ним знакомы уже долгое время.
– А вы знаете, кого "Слуга народа" готовит кандидатом в мэры Киева?
– Я совсем не тот человек, с которым они обмениваются информацией. Насколько знаю, пока решения нет, они рассматривают разных людей. Даже этого парня, Евгения Кошевого, который играет Кличко, – его рейтинг тоже замеряли. Но он ответил, что не будет баллотироваться.
– Я слышал о куме Ермака Николае Тищенко, которого выставляют якобы для того, чтобы и политическое лицо сохранить, и чтобы вы победили на выборах.
– Не хочу комментировать слухи. Одно могу сказать: мой вызов – не персоналии, а разбитые дороги, изношенные коммуникации...
– Мы к этому придем. Вы будете отрицать связи с Ермаком, если его люди даже появляются в КГГА?
– Ермак - руководитель Офиса президента. Я должен с ним общаться, поэтому не готов сейчас сказать, что с кем-то не буду разговаривать. На этой должности я должен коммуницировать со всеми.
"Украсть мы ничего не могли"
– У меня есть несколько вопросов к Кличко как к мэру столицы. Сколько высоток на 25-30 этажей еще планируется поставить в центре Киева?
– Можно много, но я делаю все, чтобы центр города был с ограниченной высотностью. Более того, мы сделали буферную зону, где вообще запрещено строительство. Все проблемы, которые сейчас возникают, из-за разрешений 2005 года.
Мы обжалуем такие вещи. Относительно "монстра" на Подоле – проходим последнюю инстанцию в суде, хотим то уродство снести. То есть я могу сказать: мы не должны строить еще один район, мы должны сохранить Киев. Вот только на Кловском съезде сколько всего было понастроено до Кличко!.
Знаете, есть такой анекдот: "Товарищ прапорщик, остановите поезд. Поезд, стой! Раз, два". Так это не работает. В рамках законодательства я могу делать определенные вещи. Ко мне приходит застройщик и показывает разрешения, выданные еще много лет назад.
Скажу так: мы принимаем Генеральный план города Киева, чтобы каждый житель знал, каким будет его микрорайон, Киев – никаких других застроек. Четкое развитие на 5,7,10 лет.
– У меня есть информация, что только в этом году домов на 27 этажей и выше будет сдано аж 13. И это – предварительная информация.
– Могу сказать, что на левом берегу, подальше от центра, мы можем строить и 40 этажей.
– Есть конкретный кейс. Большая Васильковская, 107-109. Это известная парковка возле Дворца "Украина". Там должна появиться "свеча" высотой 100 метров.
– Мы сейчас принимаем Генплан. Без согласования градостроительного совета, без общественных обсуждений ничего не будет.
– Вы настроены блокировать это строительство?
– Да, я серьезно настроен и понимаю, о чем говорю.
– Удавалось ли это в течение текущей каденции? Сколько домов удалось таким образом заблокировать?
– Нам удалось довольно много всего. Есть огромные споры, даже микрорайоны останавливаем, если община против. "Аркада", "Экопарк" и так далее, все четко. Я даю задание, и без согласования совета этот проект не будет воплощен. Ко мне потом приходят, угрожают.
– А когда начнете разбирать дом на Подоле?
– Сейчас проходим последнюю судебную инстанцию – и после этого уже будем демонтировать. Думаю, 1-2 месяца.
– Какая улица в Киеве наиболее европейская?
– А что означает "европейская улица"?
– Наши читатели считают, что это улица Леонтовича возле вашего дома. Красиво украшенная, с велосипедной дорожкой – выглядит фантастически.
– Такой же будет и улица Ивана Франко, в этом году она тоже станет европейской, Золотоворотская. Таких улиц много. Каждая улица города должна так выглядеть.
– Сколько километров улиц в Киеве? Сколько из них в плохом состоянии?
– 1667 км дорог в Киеве. За это время мы сделали около 900 км, и их можно увидеть. Знаете, когда мы едем по нормальной дороге, воспринимаем это как должное. Когда по плохой – вспоминаем Кличко.
Мы часто ремонтируем дороги, которым по 30-40 лет!
– У меня есть ваша цитата 2014 года. Вы тогда сказали, что 90% дорог находятся в аварийном состоянии.
– Сейчас где-то 40-45% дорог уже отремонтировано.
– Южный мост был перекрыт 169 дней. И такая ситуация повторяется ежегодно. Что с ним не так?
– Это единственный мост, на который идет большая нагрузка. Следующий мост через Днепр находится в Кременчуге, он также аварийный. Все машины идут через него. А 40% всего автомобильного трафика через Киев – транзитный. Это загрязнение воздуха, разрушение дорог. Южный мост не был рассчитан на такую нагрузку. Мы не можем его перекрыть, но всегда ремонтируем для поддержания функционирования.
– Вот у меня есть видео – давка в час пик, километровые пробки. Снимаем дроном, как работает бригада: из 8 человек 2 работают, другие – управляют.
– Скажите, какая у вас профессия?
– Их много, но сейчас я журналист.
– Вы являетесь специалистом в строительстве мостов?
– Нет.
– Очень часто ко мне приходят и говорят, что я неправильно строю дороги, мосты и так далее. Моя задача, как мэра, – делать все, чтобы финансировать эти работы и контролировать их выполнение. Действительно, порою бывает разное. Кто-то мог бы и лучше работать. Но я часто имею напряженное общение. Во всех подрядных компаниях очень плотный график. Почему там два человека сидели и не работали – буду разбираться.
– Сотни тысяч долларов тратятся на бензин в этих пробках. В Киеве одновременно идет ремонт на нескольких мостах. А ведь можно было поставить по 5 бригад на один мост – и быстро провести работы.
– Русановский пролив. Мы делали ремонт, – сколько было нареканий! Все стоит, людей нет. Но никто не замечает, что происходит под мостом. Я сам приехал и спрашиваю, почему нет людей, а мне говорят – под мостом работают 30-40 человек. А этого ведь никто не видит.
На каждый объект, который мы ремонтируем, есть паспорт. Там прописаны начало и окончание работ.
– Основным символом вашего мэрства стали мосты. Шулявский мост сопровождают постоянные скандалы, – что с ним не так?
– Если речь идет о мостах, то с ними все не так. Вот на пешеходном стеклянном мосту якобы стекло не просвечивается. Каких только слухов не было! Мол, украли деньги, украли на проекте, его не сдали в эксплуатацию, стекло треснуло, он не нужен и так далее.
Довольно часто мосты – успешные проекты, но их делают элементом политической борьбы против меня.
Нужен – не нужен? 50 тысяч человек проходят пешком через этот мост в субботу-воскресенье ежемесячно.
Вы помните ступеньки Сороковские горы? Кто-то из политиков посчитал эти ступеньки и заявил, что на 1 ступеньку израсходовано 10 тысяч долларов. Взяли все деньги из парка, благоустройства и натянули на эту лестницу. Аналогичная ситуация и с этим мостом. Это ложь, за которую я не должен оправдываться.
Когда я открывал пешеходный мост, умышленно, зная, что такая ситуация будет, – заявил, что отдадим все документы на экспертизу – и только после того, как все скажут "окей", мы перечислим средства. Украсть мы ничего не могли, потому что деньги лежат на счетах мэрии, и только сейчас мы можем рассчитываться. И должен сказать, что мы сэкономили около 100 млн гривен.
Я горжусь, что такой объект появился в нашем городе. Это наша визитная карточка.
В каком состоянии была Владимирская горка? Мы ее сейчас сделали, и она также стала визитной карточкой города... В этом году мы открываем Пейзажную аллею, и уверен, что многие киевляне будут с удовольствием там гулять. Далее мы работаем по мостам. Шулявский мост – там такая же ситуация.
– Относительно Шулявского – начальная цена была 598 млн гривен, далее – 814 млн, затем – 1 млрд, а сейчас – уже 1 млрд 700 млн. Почему так?
– О 1 млрд 700 млн я не слышал, это ваша цифра. Сейчас могут что хочешь сказать. Стоимость моста может меняться, если меняются цены на металл, конструкции.
Стоимость моста – это одно, но рядом с ним еще нужно переложить тепловые сети, сваи.
Смета моста и смета того, что надо сделать возле него – это разные вещи. Например, на проспекте Победы асфальт перекладывали... Это тоже заложить в стоимость моста?
Моя задача как мэра – сдать вовремя проект, а правоохранители уже должны следить, чтобы ни одна копейка не была украдена. Мы готовы предоставить всю информацию. И если есть вопросы, "вор должен сидеть в тюрьме".
Говорят, что мост, мол, стоит на деревянных брикетах, и люди в это верят. 500 тонн может на них стоять? Мы проверяли мост грузовиками – конструкция отвечает всем экспертизам.
Мост действительно может вырасти в цене, потому что возле него находится так называемый 5-й цех завода "Большевик". Если вы ездите, можете посмотреть: там на крыше растут деревья. В этом цехе продают китайский секонд-хенд.
"Большевик" находится на земле города и должен нам более 200 млн гривен. А Фонд госимущества ничего лучшего не придумал, как сказать, что за снос этого здания город должен заплатить 700 млн грн. Это две школы, 5 детских садов. Просто так отдать большие деньги за тот сарай. Я сказал руководителю Фонда: если вы не отдадите, мы ради этой развязки все снесем бульдозерами. На это он мне ответил, что на нас посыпятся уголовные дела.
Сейчас процесс затягивается, киевляне не могут выехать с улицы Елены Телиги на проспект Победы, потому что развязка не работает.
– Вы готовы действительно бульдозеры загнать туда?
– Если будут затягивать это в ущерб киевлянам, которые мне доверили представлять их интересы, буду предпринимать любые меры. Киев будет комфортным городом, и транспортная отрасль – одна из составляющих. Если нужно это снести – я это сделаю.
– Вы обращались к тем людям, которые назначили руководителя Фонда госимущества?
– Все в курсе. Надеюсь, в ближайшее время будет принято решение в пользу общины. А другие решения буду рассматривать как саботаж, вредительство городу.
– Как вы оцениваете уровень инфраструктурного комфорта в Киеве?
– Ваш вопрос важен. В прошлом году в Киев приехали жить 200 тысяч новых жителей. Сегодня благодаря отслеживанию мобильного трафика мы понимаем, что в столице живет около 4 млн жителей. Ежедневно из области приезжает еще около полумиллиона. Почему едут? У нас нет безработицы, самая высокая заработная плата, лучшие стандарты жизни. В них входит образование, медицинское обслуживание, и город имеет все условия для комфорта.
Но есть вызовы – транспортный коллапс.
Делаем перехватывающие парковки, эвакуацию автомобилей вводим. Если купил авто, то ты должен платить не только за бензин, но и за то, что твоя машина стоит на стоянке в центре Киева. Это не мы придумали, такова мировая практика, поэтому мы начали создавать систему.
Могу сказать, что до конца этого года Подольско-Воскресенский мост будет уже открыт для транспорта. Нам надо натянуть ванты, положить асфальт, установить ограждения. Там еще много работы, но я взял на себя обязательства к концу года открыть автосообщение между правым и левым берегом, по мосту, который строят уже более 20 лет. Многие мэры обещали это сделать, я тоже обещал, но я отличаюсь от других тем, что сделаю это. Действительно, вызовов очень много, а почему не делаются эти дороги, эти мосты?
Для того, чтобы сделать эти мосты, дороги, детсады, парки, нужны деньги. К сожалению, ситуация крайне сложная.Тем не менее 3 года назад бюджет Киева составлял 18 млрд грн, а долги достигали 25 млрд, мы были банкротами. Сегодня долги города менее 2-х млрд, а бюджет с 18 млрд увеличился до 60-ти.
Мы действительно работаем над улучшением уровня комфорта. Дороги, по которым движется общественный транспорт, будут свободны, мы их разблокируем.
Далее: мы закупаем современный общественный транспорт, который сможет быть альтернативой маршруткам, которые не выдерживают никакой критики. В этом году мы приобрели 170 автобусов, за прошедшие годы мы закупили 100 автобусов, 120 троллейбусов, 63 современных трамвая. Например, вся линия скоростного трамвая – это только современные трамваи.
А вот заехать в центр города на автомобиле будет некомфортно, потому что вам нужно будет платить за парковку, а для паркинга будет отведено ограниченное количество мест. То есть это комплексное решение.
О сотрудничестве с Зе: "... хороший микс получается"
– А какую бы оценку вы поставили себе за этот период мэрства? По десятибалльной шкале?
– Знаете, это некорректный вопрос, потому что самому себе оценку ставить неправильно. Думаю, киевляне должны это делать.
Есть много идей, которые я поставил перед собой как задачу. Мост я запущу, обещал построить метро на Троещину – и это я сделаю, но это уже в следующий срок.
– Смотрите, вы же понимаете, что будете конкурировать мостами, а ваши оппоненты устроят шоу. Вы знаете, кто там ключевые фигуранты рейтинга – Сергей Притула, Дмитрий Гордон, Корогодский где-то собирается баллотироваться.
– Уже пошла война рейтингов...
– Да не в том дело. Порошенко на прошлых выборах хвастался Томосом, безвизом, а люди выбрали красивый персонаж из фильма "Слуга народа". Избиратели часто не ценят того, что имеют, а идут за какой-то эмоцией.
– Эмоцией? Будут эмоции. Откроем гидропарк, Диснейленд, – будут эмоции. Откроем Подольский мост – будут эмоции. Откроем Аллею художников, – будут эмоции. Откроем сейчас новый парк, Шулявский мост, будут эмоции. Я не хочу делать шоу, я хочу дарить новые объекты и изменения, которые происходят в Киеве – это ключевая составляющая.
– Вы с Порошенко общаетесь?
– Уже более полугода его не видел.
– И не общаетесь?
– Ну, он ко мне не обращался. Он в парламенте работает, я в мэрии...
– Фактически, это признание того, что альянс был ошибкой?
– Нет, я убежден, что нужно объединяться.
Удивительно выглядело, когда те люди, которые стояли по одну сторону баррикад, придя к власти, начинают бороться за кресла, за должности. Мне кресла и должности не нужны. Люди спрашивают, а как президентом стать? Я отвечаю, сколько президентов в мире? Более 200. А сколько чемпионов в тяжелом весе? Этих президентов может никто и не знать, но нет ни одной страны, где бы с уважением не относились к человеку, показывающему высокий спортивный результат в мире.
– Порошенко или Зеленский?
– Если выбирать между Порошенко или Зеленским – возьму своего брата. Он надежный, в разведку можно пойти с уверенностью, что вернешься.
– Владимир Зеленский: верите, что он что-то изменит в этой стране?
– Мы все надеемся. И знаете, что? Я искренне делаю все, чтобы помочь ему, потому что тем самым помогаю стране.
– Если он скажет: Виталий, иди ко мне в команду, баллотируйся от "Слуги народа" по Киеву ...
– То есть я всегда был красного цвета – как представитель партии УДАР, а сейчас красный поменять на зеленый? Хороший микс такой получается.
Я никогда не менял цветов в этом направлении. И таких предложений не получал. Если получу, смогу подумать и вам тогда отвечу.
Также смотрите в видеоверсии интервью:
– Армреслинг между Виталием Кличко и Орестом Сохар: кто победил?
– Как Владимир Кличко стал преподавателем в Гарварде и что такое челлендж-менеджмент?
– Какой бизнес у Владимира и объем его состояния?
– "Природа на детях отдыхает ... Полностью", или Чем занимаются сыновья и дочь Виталия Кличко.
– О чем песня Натальи Кличко “Нестерпним стало вже ділити світ на трьох... Вночі шепочеш не моє ім'я” – ну очень неожиданный комментарий Виталия
– О селебретис в телефонной книге: "Когда я был ребенком, у меня вся стена была в фотографиях Шварценеггера. Но когда спустя десятилетия я пришел домой к Шварценеггеру, то был удивлен, что у него стояла наша фотография с братом".
– А также о том, о чем говорил с Цукербергом.
– Плюс – презентация программы Смарт-сити: что следует знать каждому киевлянину о "цифровой столице", и как это связано с безопасностью, комфортом и благополучием.