Стал известен состав дождевой воды в Киеве
Только проверенная информация у нас в Telegram-канале Obozrevatel и в Viber . Не ведитесь на фейки!

O кислотных и радиоактивных дождях слышал каждый украинец, переживший Чернобыль и уличное автомобильное наводнение на рубеже веков. Сейчас об этом мало кто вспоминает, хотя дожди льют по-прежнему, причем с каждым летом все больше и больше, уже напоминая ливни в период муссонов. Но официальной информации о том, что льется нам на голову, нет. Журналисты решил провести собственное независимое лабораторное исследование дождевой воды и получили весьма любопытные результаты
Теория дождя
Считается, что дождевая вода — идеальная. Снег (то есть тот же дождь, только в виде снежинок) собирают высоко в горах или в Гренландии и продают за большие деньги как питьевую воду. Специалисты уверяют, что она содержит минимальное количество вредных примесей и отлично усваивается организмом.
"По своим качествам дождевая вода наиболее близка к альпийской, — объяснил директор Института экологии человека Михаил Курик. — Правда, постоянно пить ее не рекомендуется даже в чистых регионах, так как необходимых нашему организму микроэлементов в ней меньше".
Впрочем, дождевая вода в Гренландии явно отличается от таковой в мегаполисе, где обычная дождевая капля массой 50 мг, падая, промывает 16 л воздуха, накапливая в себе всю содержащуюся в этих литрах грязь.
Именно поэтому состав дождевой воды зависит не только от того, где и когда прошел дождь и откуда дул ветер, но даже от графика работы городских предприятий и количества машин, застрявших в пробках. Ведь все, что собирает вода по пути с неба на землю, сперва летит в обратном направлении — в виде дыма с серой, хлором, азотом, фтором и тяжелыми металлами, испарений всевозможных органических соединений (аэрозолей, дезодорантов, разбавленных в воде моющих средствах и т.д.). Все это может вылиться на голову жителям мегаполисов с летним дождем.
Как мы собирали воду
Если вы думаете, что собрать дождевую воду можно, просто выставив на улицу бабушкин эмалированный тазик, вы глубоко заблуждаетесь. Нам, например, пришлось прослушать длиннющую лекцию о правильном сборе осадков для того, чтобы их приняли на анализ в лабораторию.
Минимум полтора литра воды нужно было собрать в стерильно чистую емкость, перелить в чистую пластиковую бутылку (под горлышко, чтобы не осталось воздуха) и не позже чем через пять часов доставить в лабораторию. Иначе может выпасть осадок (свидетельство того, что вода уже поменяла свои свойства), и анализ будет неточным.
Дождесборник мы сконструировали и сделали сами из деревянных реек и прочного полиэтилена. В собранном виде конструкция была закреплена так, чтобы дождевая вода попадала на полиэтилен не с крыши, а с неба, и стекала в вымытую дистиллированной водой тару.
Дождевую воду на анализ мы собрали в Соломенском районе столицы (практически в центре города) во время последнего сильного ливня в ночь с 21 на 22 июня и утром отдали в лабораторию.
Химическая абракадабра
Результаты были готовы на следующий день. Как и ожидалось, вода оказалась очень мягкой (почти дистиллированной), но при этом имела едва уловимый запах и была в четыре раза мутнее, чем должна быть питьевая вода. Запах был до боли знакомый, но идентифицировать его не смогли даже лучшие носы экспертов.
Наши полтора литра расписали по 40 химическим параметрам, начиная с прозрачности и цветности и заканчивая неведомыми нам страшными тригалогенметанами и полифосфатами. Для того чтобы понять эту химическую абракадабру, мы обратились к специалистам химикам, физикам и экологам. Их приговор был обнадеживающим.
Закрепитель для блондинки
Киевляне могут быть спокойны: по крайней мере в центре столицы кислотные дожди не выпадают.
"Кислотные» дожди" — это вступившие в атмосфере в реакцию с водой соединения серы (сульфаты), азота (нитраты) и хлора (хлориды), которые превращаются в соответствующие кислоты (серную, азотную и соляную) и выпадают с дождем, — рассказал специалист химической лаборатории КПИ Виктор Перепечаенко. — В вашей воде уровень нитратов (5,38 мг/л) значительно ниже допустимого максимума (не более 45 мг/л). Еще лучше обстоят дела с сульфатами и хлоридами — их обнаружено всего 3,09 мг в литре (допустимая норма — 250 мг/л) и 8 мг/л (норма — не более 350 мг/л) соответственно».
Проще говоря, кислотность дождевой воды оказалась такой низкой, что специалисты в шутку даже порекомендовали полоскать ею волосы после мытья крашеным блондинкам — для нейтрализации действия на оттенок волос воды из-под крана.
Железо на голову
"Пожалуй, наибольшую опасность для человека представляют выпадающие с осадками тяжелые металлы, — объяснил Михаил Курик. — Свинец, например, проникает в мозг и вызывает тупоумие. Попадают металлы в атмосферу с дымом заводов и выхлопными газами. Но в вашей дождевой воде немного превышено лишь количество железа (0,38 мг на литр при допустимом максимуме 0,3 мг), то есть самого безобидного из тяжелых металлов. Было бы хуже, если бы был превышен уровень свинца или кадмия, что, кстати, вполне реально, учитывая загазованность Киева. Однако по этим показателям ваша вода в норме".
Органическая химия
"Количество поверхностно-активных веществ (ПАВ) в воде в норме, — рассказал руководитель независимого исследовательского центра "Аква" Валерий Межебицкий. — ПАВ — это и есть те вещества, которые в современной бытовой химии стирают, чистят и моют. Они же разбрызгиваются из всевозможных аэрозолей, спреев и дезодорантов".
Зато в нашей дождевой воде в полтора раза была превышена норма аммиака. "Зашкаливает у вас и окисляемость воды — 7,36 мг/л при норме не больше 4 мг/л, а это свидетельство высокой концентрации органических веществ в дожде", — добавил эксперт.
Аммиак в воде, как выясняется, не шутка. При его растворении в воде образуется гидроксид аммония, 10% раствор которого называют... нашатырным спиртом. Кроме того, гидроксид аммония применяется в качестве пищевой добавки (эмульгатор Е-527) и в международном перечне биодобавок числится среди особо опасных. Откуда же могли взяться аммиак и органика в дождевой воде?
"Вариантов может быть несколько, но наиболее вероятный его источник — животноводческие стоки, — говорит киевский эколог Сергей Воронцов. — На 99% аммиак, содержащийся в природных водоемах у нас и в сопредельных России и Беларуси, — это следствие низкой производственной культуры на фермах, откуда навоз смывается в реки, растворяется и, испаряясь, обогащает атмосферу аммиаком".
Запах Родины
Так неожиданно раскрылась тайна не определенного лабораторией аромата дождя. Немного навоза, чуть-чуть нашатыря, несколько миллиграммов освежителя воздуха, немного антиперспирантов плюс капелька азотной и серной кислоты для закрепления "букета". Все это замешано на пыли и гари выхлопных газов. Разве не понятно, что это за запах? Это наша Родина сегодня так пахнет, пишет "Weekly.ua".