УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Киевские строители откопали скелет мамонта

6,4 т.
Киевские строители откопали скелет мамонта

Приблизительно такое объявление сейчас состряпали бы изворотливые дельцы, решив продать уникальную находку киевских геологов. И конечно бы продешевили, потому что мамонт, который вот уже 60 лет хранится в музее геологического факультета КНУ имени Тараса Шевченко, – бесценный.

Да и найти его даже в университете могут только "свои" – геологи. Во-первых, потому, что 4-этажный корпус геологического факультета теперь переименовали в экономический, оставив геологам только один этаж. Во-вторых, даже если вы и найдете этот корпус, то вряд ли с первого раза встретите студента, который знает, где находится музей, не говоря уже о мамонте! Нам повезло только с четвертой попытки: идите до конца коридора, где ремонт заканчивается, – там и будет музей. Между старых шкафов – узкий проход со скрипучей дверью – там и будет "логово" уникального мамонта.

Встречи назначали исключительно "под мамонтом"

Уникален он тем, что – единственный на территории Украины целый, а не собранный из останков разных особей, как его популярный собрат из Музея природы НАНУ. Даже в России самый известный, березовский мамонт, найденный на Колыме в начале XX в., с такой гордостью экспонируемый в Санкт-Петербурге и пропиаренный в советских учебниках, – в большей степени муляж и искусная работа реставраторов. Ученые всего мира в течение века мечтали найти целого мамонта! А когда в 1977 г. во льдах Магадана нашли труп мамонтенка – почти целый, об этом тут же узнал весь мир. Находку назвали Димой, определили даже его страховочную стоимость в 10 млн фунтов стерлингов. В то время как в Киеве еще 29 лет до этого события, в 1948 г., местные геологи нашли взрослого целого мамонта и скромно, "без шума и пыли" поставили в своем университете. Обидно, что о нем даже не вышло ни одной заметки в газете, ни одной научной статьи. И если бы пару лет назад бухгалтерия не потребовала у хранителей музея оценить трехтонную громадину, мамонт до сих пор бы не имел даже оценочного паспорта.

"Вот не будет нас – и никто не сможет даже толком ни рассказать его историю, ни подтвердить его уникальность, – говорит симпачная хранительница музея пенсионер Ольга Михайловна Вакуленко. – Может, у него судьба такая – оставаться "темной лошадкой" и по сей день? Может, потому и уцелел, что руки человека его не касались. Ведь исследователи, которые занимались раскопками, говорили, что он умер своей смертью, умудрившись не погибнуть в ловчей яме, как большинство собратьев. Никто никогда не выделял на него особых денег, и не уделял должного научного внимания, зато его всегда обожали студенты и преподаватели. И даже встречи назначали исключительно "под мамонтом".

Его нашли строители, когда прокладывали дорогу возле Голосеевской площади. Ведь более 30 тысяч лет назад там был берег речки Нивки с людскими поселениями, где из костей мамонтов строили целые хижины. Словом, там и раньше часто находили кости мамонтов, потому строители не удивились и сразу позвали геологов. Раскопки проводил ярый мамонтовед, лаборант кафедры палеонтологии КНУ и весельчак Владимир Свистун. Это благодаря ему и активистам-студентам кости перевезли в университет, а Владимир Ильич вручную собрал все кости по старым архивным книгам и рисункам. Тогда же и выяснилось, что этот экземпляр уникален – у него сохранились все части скелета! Проблема оказалась только с верхней частью черепа – тонкие пористые кости столько лет не хранятся (потому ни у одного выкопанного мамонта своего черепа нет). Но мамонтоведа это не остановило. Владимир Ильич выяснил, что во времена Второй мировой в Пирогове захоронили слона из зоопарка, произвел раскопки, выудил из недр земных слоновий череп, а по его образу и подобию сделал для своего мамонта копию из папье-маше. Больше никаких "доделок" этот мамонт не имеет.

Поначалу 3,5-метровый красавец стоял в Красном корпусе университета – там был геологический факультет. Потом, когда факультет переехал в отдельный корпус, геологи попросили перевезти и любимого мамонта. Демонтаж, перевозка и новый монтаж требовали денег. Ректор же не считал необходимым тратить какие-то средства "еще и на эту каменюку". И только когда профессора-геологи объяснили, что уникальный экспонат на мировом рынке в капстранах стоит более миллиона долларов, ректор с барского плеча выделил... аж 200 карбованцев! Это были единственные деньги, которые когда-либо выделялись на уникального мамонта.

Красота требует жертв

Особых покушений на бесценную находку не было. Если в музеях России бивни мамонтов прячут в хранилищах, а в залах выставляют пенопластовые копии, чтобы не украли (бивни стоят более 200 долларов за килограмм), в Киевском университете мамонт "в полном комплекте" стоял в коридорах корпуса. Правда, не очень долго. Пока в начале 80-х одна из студенток-заочниц не влезла на него верхом, чтобы попозировать перед фотоаппаратом. Окаменелости, пробывшие в сохранности более 25 тысяч лет, такого издевательства не выдержали, и барышня рухнула вместе с бивнем на пол, благо, что жива осталась. Что с ней сделали студенты после этого – история умалчивает, но вот мамонту пришлось "одеваться" в железные подпорки. А чтобы избежать казусов в дальнейшем, руководство факультета решило пренести реликт в музей.

И вот, пока мультяшный прототип Менни из "Ледникового периода" зарабатывает миллионы долларов, "университетский мамонт" скромно и тихо проживает свое второе рождение. Посещают его студенты и школьники, причем экскурсии здесь совершенно бесплатно проводят работники музея. Пенсионерка Ольга Михайловна раз в неделю взбирается на стремянку, протирает мокрой тряпочкой каждую пронумерованную косточку, а несколько раз в год устраивает настоящую головомойку – покрывает слоем шелака, чтобы не рассыпался, после чего мамонт приобретает странный темно-коричневый цвет. Кто-то из маленьких посетителей даже предположил: "Он коричневый, потому что сердится, что его красят такой штуковиной!" На что Ольга Михайловна всегда говорит, что красота требует жертв, особенно во времена кризиса и нестойких температур. Ведь для сохранности мамонту нужна устойчивая температура от +18 до +23 градусов. А в музее она колеблется от 5 градусов тепла зимой до 40-градусной жары летом. К тому же последнюю реконструкцию здесь проводили еще в 80-х, но так и не закончили – с развалом Союза университету стало не до музея. Стены местами облупились, потолок усеян трещинами, а сам уникальный 3,5-метровый мамонт "скромно затесался" между старенькими шкафами и выставочными стендами.

Мало того! До 2006 г. вообще нигде не числился, так сказать, не находился на балансе КНУ. "Помню, приходят ко мне из бухгалтерии на инвентаризацию, – вспоминает Ольга Вакуленко. – Считают все скелеты: кошки, кролика, крысы. Доходят до мамонта и спрашивают: "А это сколько стоит?" – "Нисколько, говорю, он бесценный". – "А как же у вас скелет крысы стоит 2,50 гривни, а мамонт – ничего? Неоцененных скелетов на нашем балансе быть не может", – удивилась бухгалтер. Выяснили, что мамонту, как и любой другой ценности, нужен паспорт. Только вместо паспортного стола форму нужно заказывать в Государственном гемологическом центре Министерства финансов Украины. Замеры делали сами с помощью обычной рулетки и занесли их в паспорт. А чтобы выяснить стоимость, пригласили ведущего специалиста по изучению древних животных, сотрудника музея природы НАНУ Нинель Корниец. Та назвала мамонта "баскетболистом", потому как его конечности длиннее, чем у обычных собратьев, и на 10 сантиметров больше, чем конечности того мамонта, который и сегодня экспонируется в Музее природы НАНУ. Возможно, благодаря своим длинным ногам мамонту и удавалось убегать от людей и умереть своей смертью. Специалисты выяснили, что это был самец 15 лет и жил он приблизительно 25 тысяч лет назад. Собрав все характеристики воедино, Нинель Леонидовна назвала такую сумму его страховочной стоимости, что мы чуть в обморок не попадали! Ее и сказать страшно! Решили уменьшить цифру вполовину, потом еще вполовину, потом еще. Потому в паспорте оценочная стоимость экспоната №16 – 250 тысяч гривен. И конечно, он – ценнее всего, что вообще есть в музее!".

Помимо паспорта у экспоната есть еще и своя... мокрая печать. Да-да, розового цвета! "Как-то мы решили заказать музейную печать для оформления документов и литературы, – говорит Ольга Вакуленко. – Но это оказалось еще сложнее, чем произвести оценку мамонта. Нас больше месяца гоняли по инстанциям и даже требовали справку из МВД! Потому мы решили сделать просто печать "Библиотека". А чтобы было понятно, что это музей – решили оттиснуть силуэт нашего мамонта. Так, сегодня все наши книги и документы – с печатью... мамонта. Думаю, мы обеспечили его всем, чем смогли. Вот только жаль, что знают о нем лишь геологи и дети района, а хотелось, чтобы знала вся Украина. Ведь он такой в нашей стране – единственный!"

Мамонтов находили и на Подоле

– Действительно, уникальность экспоната в том, что это целый скелет одной особи, а не собранный из разных, – подтверждает доцент, кандидат геолого-минерологических наук Ростислав Фурдуй. – Самый известный в Украине ископаемый скелет M. primigenius экспонируется в Музее природы Украины НАНУ. Он найден в 1949 году в селе Гатное под Киевом. Однако точных сведений о том, все ли эти кости принадлежат одной особи, нет. Конечности достроены гипсом, анатомическая структура нарушена – это видно визуально. Причем длина конечностей на 10 сантиметров меньше, чем у мамонта университета (бедренные кости – 95 против 105 см). Ребра также достроены. Хвостовые позвонки на 1/3 отсутствуют. Конечно, еще скелеты мамонтов экспонируются в геологических музеях других вузов Украины, но они тоже собранные. Например, в Харьковском и Одесском университетах, сложены из костей разных особей мамонтов, которые находили в той местности. Во Львове есть лишь отдельные кости. Потому мамонт, который экспонируется в КНУ, – уникальный среди аналогичных экспонатов. А его стоимость на мировом рынке – до миллиона долларов!

Считается, что на территории южной России и Украины 30 тысяч лет назад существовало близко полумиллиона мамонтов. О находках их костей вспоминают еще во времена Нестора-летописца. В 1897 году В. Б. Антонович, а в 1902 году П. Я. Армашевский и В. В. Хвойко нашли кости мамонта на Подоле в Киеве, когда исследовали места стоянок людей позднего палеолита. Вообще, кости мамонтов находят чаще вдоль речных долин, где были человеческие поселения. Люди позднего палеолита чересчур успешно охотились на мамонтов, что, по мнению большинства экспертов, и привело к сокращению их количества. Других врагов кроме людей у них не было. Мамонты питались травой, ветками деревьев и даже хвоей. Кстати, на пропитание мамонту необходимо было съедать около 150 кг в день! Благодаря шерсти они не боялись самого лютого мороза. Проблема была в том, что их репродукция длится слишком долго, – больше года. А люди настолько бойко на них охотились, что они не успевали возобновлять свою популяцию. Человечество уничтожило их за две тысячи лет".

ЗВЕЗДНЫЙ СОБРАТЕЦ

Знаменитость Дима

Самого известного мамонта на постсоветском пространстве зовут Дима. Его, законсервированного вечной мерзлотой Магадана, в 1977 г. нашел бульдозерист артели, которая занималась добычей золотого песка. Так как работа шла в ночную смену, Анатолий Логачев решил, что нашел слона. Однако когда рассвело, стало ясно – это мамонтенок. Ученые предположили, что детеныш поранил ногу и мучился от паразитов. Видимо, упал в яму, наполненную грязью, и мамонтиха просто не смогла вытащить семимесячного малыша. Первым ученым, прикоснувшимся к трупу мамонтенка, был Анатолий Ложкин и назвал Димой. Он же доставил его на материк.

Дима – самая уникальная находка советских ученых. Труп сохранился почти на 100%. Подростка-слона сразу признали мировым достоянием. Вместе с экспонатами мамонтовой фауны Дима объездил весь мир.

Этому мамонтенку было посвящено бесчисленное количество научных трудов (и даже стихов!), гектары газетных полос и страниц журналов. За прошедшие 32 года он практически не изменился, только стал еще более черным (в первый раз серый мамонтенок почернел после того, как его пропитали парафином 80-процентной концентрации). А в Якутске ему даже создали памятник.

Сейчас парафинированное тело детеныша мамонта находится в Зоологическом институте РАН в Санкт-Петербурге. А относительно недавно академик Российской академии естествознания Эдуард Шуберт (он в Магадане делал вскрытие Димы) заявил, что в российской лаборатории хранятся яички животного, так что Диму вполне можно клонировать! Кстати, японские ученые-генетики уже пытались выделить из останков березовского мамонта ДНК, генетический материал. Если бы эти ДНК сохранили свои свойства, генетики планировали ввести его в яйцеклетку африканской слонихи и получить гибрид слоно-мамонта. Однако эксперимент провалился – выяснилось, что у окаменелостей мамонта нет целой клетки, имеющий необходимую цепочку ДНК. Может, Диме больше повезет?