УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Церковное рейдерство: кому достанется Лавра?

621
Церковное рейдерство: кому достанется Лавра?

Конфликт между светским и духовным руководством Киево-Печерской Лавры заострился. Депутаты Киевсовета попытались передать монастырю в бесплатную аренду три помещения заповедника. Эксперты уверяют: церковникам нужны площади, для того, чтобы вести бизнес.

Депутаты хотели передать Московскому патриархату сторожку, которая находится как раз возле снесенных церковниками 10 дней назад ворот. А кроме того, два корпуса - бывшую лавку по продаже икон и южную башню.

"В сторожке дежурит наш сотрудник, который в ту роковую ночь записал номера техники, рушившей ворота, - сказал директор заповедника Сергей Кролевец. – Часть сторожки уже давно захватил монастырь, там расположились какие-то казаки. А башня входит в комплекс Мазепинского укрепления".

По словам директора заповедника, сейчас научные сотрудники занимают лишь 15% площадей, хотя на их балансе находятся 56 тыс. кв. м Лавры. Монастырю принадлежит 40% помещений. Остальное занимают музеи и государственные учреждения.

"Еще в 2003-2004 г.г монастырь силой захватил 10 корпусов заповедника, а это 6,5 тыс. кв м, - вспоминает Сергей Павлович. – И чтобы решить проблему, между Киевсоветом и Министерством культуры был заключен договор. Согласно ему, депутаты не имеют права сдавать в аренду или передавать помещения без заключения межведомственной комиссии и согласия заповедника. Теперь же депутаты пытаются внести поправки в документ и добавить монастырю площадей. При этом никто нашего согласия не спрашивал", - говорит г-н Кролевец.

Стоит признать, что год назад киевские депутаты уже внесли коррективы в договоренности 2004 года, и заповедник лишился одного помещения. В результате 14 сотрудников музея оказались без постоянных рабочих мест, а ценные архивы хранятся в ящиках в коридоре.

Для чего же монастырю нужны дополнительные площади? По мнению игумена отца Евстратия (Киевский патриархат) - для хозяйственной деятельности.

"У них большое производство по пошиву церковной одежды, а для этого требуются специальные помещения для покроя и хранения, - говорит отец Евстратий. – Если пройтись по Лавре, то там торговых точек и лавок больше, чем церквей. Они ведут оптовую и розничную торговлю свечками, литературой, иконами. Нужны склады и помещения для магазинов. Кроме того, у монастыря есть печатное производство, где изготавливают церковную литературу, иконописные мастерские".

По данным источников, на территории Лавры к тому же располагаются и частные фирмы по производству куполов, иконостасов и подставок для свечей.

По словам Отца Евстратия, наряду с реконструкцией монастырь может вести строительство новых сооружений. И это будет уже только их собственность. По мнению отца Евстратия, монастырь имеет рычаги влияния на правительственные структуры.

"Им выгодно, чтобы заповедник недофинансировали, чтобы его объекты выглядели хуже монастырских. Чем не повод передать все это церкви?"

В монастыре с обвинениями, естественно, не согласны.

"Мы хотим восстановить памятники, - сказал архимандрит Варсонофий. – Речь идет о Церкви на Берестове, которая сейчас в запущенном состоянии. В башне в самой кладке растут мох и деревья, которые ее и разрушают. А в сторожке 4 комнаты давно занимают наши казаки - они охраняют Лавру". На вопрос: откуда же монастырь возьмет столько денег на реставрацию, священнослужитель ответил весьма уклончиво: "Мы найдем добрых людей, которые нам пожертвуют".

Мирослав Попович, философ:

"Киево-Печерская Лавра – наше национальное достояние. И не депутатам Киевсовета решать, кому нужно отдавать помещения в Лавре, а кому нет. Это должно решаться на на уровне президента", сообщает "24".