Революция в лицах

Революция в лицах

Евромайдан – это не заявления оппозиционных лидеров со сцены. Евромайдан – это, прежде всего, те люди, которые стоят на нем днем и ночью в любую погоду. "Обозреватель" собрал несколько историй обитателей Майдана.

Послание в космос

Еще на подходах к сцене на Майдане видны какие-то приготовления. Люди плотно обступили огороженный веревками прямоугольный периметр. Внутри - несколько человек, которые что-то чертят мелом на асфальте. Собравшиеся перешептываются, пытаясь понять, что происходит. Через некоторое время со сцены объясняют: завершаются приготовления к флешмобу. "Мы написали на асфальте слово "люстрация". Все желающие попасть в историю могут плотно стать в контурах букв. По сигналу вы все присядете и накроетесь белыми листами. Нашу надпись можно будет увидеть даже из космоса", - говорит со сцены один из активистов "Демократического альянса".

Рядом – другие достижения революционной мысли. Стена из деревянных брусков с названиями населенных пунктов Украины. Деревянные хибарки с гордым названием "элитное жилье в центре Киева". И даже подборка карикатур на провластных политиков.

Прямо возле стелы Независимости все желающие могут написать письмо Святому Николаю. Просят, в основном, стойкости для себя и разума для власти. Иностранные гости оставляют слова поддержки для евромайдановцев.

Бомжи и пенсионеры выстраиваются в очередь за одеждой

Кроме каркаса елки, которую обосновавшиеся на Майдане Незалежности повстанцы превратили в настоящую летопись революции, от киевских властей Евромайдан "унаследовал" и деревянные домики для новогодней ярмарки. Вместо продажи сувениров тут сейчас записывают волонтеров, собирают адреса для ночевки революционеров. Тут же можно подзарядить севшую мобилку. Или "утеплиться" в пункте выдачи теплой одежды.

На выдаче – киевлянка Оксана с Оболони. Она каждый день раздает митингующим шарфы, рукавицы и теплые носки – именно они пользуются наибольшим спросом.

"Стелечки, носочки, рукавички улетают просто! Негде это все стирать, чтобы сменить. Просят что-то под низ, потому что холодно. Даже иногда трусы спрашивают. Иногда и приносят. Маечки просят", - рассказывает Оксана, выдавая стоящему в очереди мужчине несколько пар новых носков.

"Сегодня мужчина принес целый пакет", - объясняет она. "А еще один пришел и предложил ремонтировать всю испорченную обувь", - продолжает Оксана перечислять примеры человеческой отзывчивости.

Приходится сталкиваться и с менее приятными ситуациями. По словам Оксаны, работающим на выдаче одежды больше всего докучают бомжи и…столичные пенсионеры!

"Они еще хуже бомжей. Одни приносят последнее, а другие тут стоят и мне говорят: "У меня маленькая пенсия. Мне нужно. Дайте!". И просто нельзя отцепиться! Злятся, кричат: вы от нас прячете. Хотя мы действительно вынуждены некоторые вещи откладывать для революционеров", - рассказвает Оксана.

Среди "клиентов" пункта приема-выдачи одежды – много "антимайдановцев". Они берут одежду, говорят, что разделяют убеждения Евромайдана.

"Они приходят сюда пачками. Я их одеваю, когда есть возможность, и разговариваю. Они рассказывают, что поддерживают нас, понимают, но 200 гривен в день - это деньги", - вздыхает Оксана.

На "рабочем месте" пенсионерка проводит 12 часов – с 9 утра до 9 вечера.

"Я тут со 2 декабря. Что сподвигло? Желание жить в нормальной стране, чтобы конституция не нарушалась. Чтобы мы жили свободно. Мне не надо ничего лишнего. Я хочу жить по тем законам, которые у нас приняты. Когда детей избили, я ночь не спала. Я в 5 утра в интернете увидела - и уже с утра была тут", - рассказывает Оксана.

Еще раньше на Майдан пришел ее внук. Он студент, поэтому днем идет на пары, а ночью – на баррикады. После работы на Майдан приходят муж и дети Оксаны, поэтому в ее случае революция – дело семейное. Сама женщина намерена приходить сюда до победы. Для нее это возврат к Конституции 2004 года, освобождение арестованных активистов Майдана, отставка правительства и люстрация судов.

"Сегодняшние суды, эти тройки, которые по ночам заседают, мне напоминают рассказы родителей и бабушки о 1937 годе. Не должны быть сданы наши интересы России, причем, когда мы начинаем читать как, то, извините, тут не только нас, тут Донбасс сдали", - возмущается Оксана.

В то же время, об эффективности действий оппозиционных лидеров, женщина говорить не хочет. "Это больной вопрос", - отмахивается она, добавляя, что оппозиция получила у народа большой кредит доверия, обмануть которое попросту не имеет права.

Семейный подряд

Семейная пара из Чернигова, которая сменяет Оксану на посту каждый вечер, оппозиционеров упрекает в отсутствии харизматичности, неспособности выдвинуть единого лидера и поднять людей. "И им, и нам нужна Юля! Мы тут Юлю ждем", - говорит муж Владимир.

Вместе с женой они приехали на Майдан через неделю после избиения студентов. Хотели ехать уже утром 30 ноября, но не смогли: у супругов свой маленький бизнес – ателье по пошиву одежды. Чтобы не подводить клиентов, они еще неделю доделывали накопившиеся заказы.

"У нас свое дело. Отдали заказы - закрыли. Повесили замок на дверь и уехали. А там уже бухгалтерия наложила арест. За неуплату аренды. Замок навесили с той стороны, чтобы мы не могли войти. Мы вчера съездили в город, попытались договориться, чтобы дождались, пока мы вернемся. Но никто не идет на уступки. Там, в городе, всем все равно", - рассказывает Светлана.

С непониманием супруги столкнулись и в кругу друзей – многие из них убеждены, что Евросоюз ничего хорошего для Украины не принес бы. В пример приводят Латвию. "Я у таких спрашиваю: Латвия почему-то не выходит из Евросоюза и в Таежный союз не идет? И не просится даже, хоть ей так в Европе "плохо"? Молчат", - говорит Светлана

Супруги спят в Доме профсоюзов. Одно одеяло используют как матрац, вторым – укрываются. "Это нам еще повезло. У некоторых вовсе нечем укрыться", - говорит Владимир.

Недостатка в еде также нет. Недавно частично решилась и самая болезненная для митингующих проблема личной гигиены. "Если попросишь – на втором этаже в Доме профсоюзов в душ пускают. Мне даже дали в "аптеке" шампунь и полотенце, наконец-то голову помыла", - делится с "Обозревателем" Светлана.

Вместо семьи - Майдан

Проходим дальше, к палаточному городку. Тут традиционно раздают одежду и еду, греются у самодельных буржуек. Из нового – наряженные елочки и дополнительный "десант" из биотуалетов. Работает "университет", где выпускники и преподаватели киевских бизнес-школ не только говорят об экономике, но и дают чисто прикладные советы. К примеру, как общаться с журналистами или защититься от "Беркута".

В палаточном городке, куда, к слову, теперь вход свободный, зарождаются не только революционные идеи, но и новые виды творчества. Особой популярностью тут сейчас пользуются расписанные шлемы. Возле импровизированной выставки с мини-шедеврами – вечная очередь. Люди смотрят, примеряют, фотографируются.

Автор этой красоты – Игорь из Тернополя. Он сидит тут же и расписывает очередной головной убор.

"Расписываю я, Юрко, хлопцы иногда помогают", - объясняет, не отрываясь от работы Игорь.

Талант к рисованию у мужчины открылся уже тут, на Майдане. Товаровед по специальности, в последнее время он зарабатывал на жизнь на стройках.

Уникальные шлемы умельцы из Западной Украины делают для охранников городка. Все желающие приносят свои шлемы, бросают в баночку-"копилку" посильный вклад "на краски", а через некоторое время забирают готовое маленькое чудо – расписанное и лакированное. На одном из ждущих хозяина шлемов расписался Виталий Кличко.

"А можно я брошу денежку в баночку и заберу один шлем? Я тоже охранник!", - упрашивает один из двух подошедших парней. "Если у тебя есть шлем, приноси, мы распишем. А это люди свои шлемы поприносили, не могу отдать", - отвечает мастер.

"Сколько разрисовал? Не могу точно сказать. Но уже больше сотни. Уже наши шлемы и во Франции, и в Бельгии, и в США, и в Канаде", - с гордостью в голосе говорит Игорь.

Каждое утро мужчина отправляется покупать краски и лак. Потом садится и рисует – вплоть до наступления сумерек.

"Ночью я не могу уже рисовать, зрение уже не то – поэтому фактически охраняем палатки. Сплю в палатке. Через день хожу в КМДА. Там наша делегация тернопольская. День я, день Юрко идет. Сменяем друг друга. В остальном – я не требователен. Есть что перекусить, что набросить на себя. Что еще нужно?", - рассказывает Игорь.

Со 2 декабря Игорь на Майдане. На побывку домой собирается на этих выходных. Впрочем, спешить ему не к кому. Старший сын имеет уже свою семью. Жена умерла. А младшенького отцу пришлось отдать в интернат.

Поэтому Игорь намерен стоять до победы, осознавая, что до нее еще может быть очень долго. "Нужна смена правительства и смена власти, президента в том числе. Но выборы делать вместе президентские и парламентские - дорого для бюджета. Нужно, прежде всего, изменить конституцию", - описывает желаемый результат революции Игорь. В то же время он, как и его товарищи, уже подсчитывают первые маленькие победы Майдана. В частности то, что на волю выпустили ряд активистов, которые из-за этого самого Майдана угодили за решетку.

Революция в лицах. Источник: Обозреватель
Революция в лицах. Источник: Обозреватель
Революция в лицах. Источник: Обозреватель
Революция в лицах. Источник: Обозреватель
Революция в лицах. Источник: Обозреватель
Революция в лицах. Источник: Обозреватель
Революция в лицах. Источник: Обозреватель
Революция в лицах. Источник: Обозреватель
Революция в лицах. Источник: Обозреватель
Революция в лицах. Источник: Обозреватель
Революция в лицах. Источник: Обозреватель
Революция в лицах. Источник: Обозреватель
Революция в лицах. Источник: Обозреватель
Революция в лицах. Источник: Обозреватель
Революция в лицах. Источник: Обозреватель
Революция в лицах. Источник: Обозреватель
Революция в лицах. Источник: Обозреватель
Революция в лицах. Источник: Обозреватель
Революция в лицах. Источник: Обозреватель
Революция в лицах. Источник: Обозреватель
Революция в лицах. Источник: Обозреватель
Революция в лицах. Источник: Обозреватель