УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Не супер, но хорошо

Не супер, но хорошо

В этом году Супермену исполнилось 75 лет. Впервые супергерой в синем трико с красной накидкой и буквой S на груди появился на страницах одноименного комикса 1 июня 1938 года. А в июне 2013-го на мировые экраны вышел "Человек из стали" - новая экранизация, новая история и первый Супермен без дурацкого завитка.

Видео дня

Самой известной киноадаптацией комикса и по сей день остается "Супермен" 1978 года, главную роль в котором исполнил Кристофер Рив. Британская лента, снятая за немалые по тем меркам 55 миллионов долларов, получила "Оскар" за визуальные эффекты и премию BAFTA "лучшему новичку" Кристоферу Риву. Последняя попытка перенести комикс на большой экран (не считая "Человека из стали") была предпринята Брайаном Сингером в 2006-м и называлась "Возвращение Супермена".

Примечательно не только то, что бюджет "Возвращения Супермена" составил 270 миллионов, а бюджет "Человека из стали", вышедшего через семь лет, - 225 (обычно затраты на блокбастеры с годами только растут, хотя… кризис). Но и то, что в 2006-м Кларка Кента мог сыграть Генри Кавилл. Роль тогда ушла к Брэндону Руту. Кавилл же свое красно-синее трико все равно заполучил, пусть и семь лет спустя.

Зак Снайдер, отвоевавший режиссерское кресло "Человека из стали" у Аронофски и Аффлека, обязан двум персонажам: Кавиллу, ставшему самым фактурным (не считая неприкасаемого Рива) и в то же время самым "человеческим" Суперменом; и Кристоферу Нолану, взявшему на себя функции не только продюсера, но и так называемого творческого консультанта.

"Человек из стали" - своеобразный приквел к тому, что мы знали о Супермене. Сюжет фильма не основывается на каком-либо конкретном комиксе, а рассказывает субъективную версию сценаристов (во главе которых - Дэвид С. Гойер, автор трилогии Нолана о Бэтмене). И хотя создатели не пренебрегли такими неотъемлемыми атрибутами комикса, как Лоис Лейн и злодей (в данном случае – генерал Зод, мятежник-диктатор с планеты Криптон), они посвятили картину несколько иному – внутренним терзаниям и отношениям с отцами: приемным и биологическим.

Почерк Нолана прочитывается на каждом повороте. В свое время постановщик "Темного рыцаря" взглянул по-новому на старого бартоновского Бэтмена, также персонажа комиксов DC. Картинки с пестрыми кислотными костюмами, мышиными ушами и кошачьими хвостами превратились в серьезную, мрачную драму, где почти обычный человек с почти обычными комплексами и детской психологической травмой пытался сражаться со злом в лице изуродованных психопатов и террористов. То же случилось и с Суперменом, ощутившем на себе всю тяжесть нолановского реализма. Причем начиная с названия. Как Бэтмен трансформировался в Темного рыцаря, так и Супермен стал Человеком из стали (слово "супермен" звучит в картине только раз и еще один раз обрывается на "супер..."). Как Брюс Уэйн намеревался разгадать тайну смерти родителей, так и Кларк Кент пытается раскрыть секрет своего рождения. Словом, хлебом Нолана не корми, дай покопаться в прошлом супергероя, расковырять до мяса детские увечья.

Но если с одной стороны это "ковыряние" сделало из Супермена героя, вызывающего зрительское сочувствие, то с другой – нагло стянуло одеяло с любовной и злодейской линий, оставив не у дел всех тех, кто оказался вне звена "отцы и дети". Запомнился Рассел Кроу с младенцем на руках; кадр с собакой и красным плащом, случайно сорвавшемся с веревки для сушки белья; растрогал Кевин Костнер в смиренном ожидании смерча и смерти (и почему-то вспомнился "Совершенный мир" Клинта Иствуда). Но не врезались в память злодейства и мотивация Майкла Шеннона, не впечатлил поцелуй с Эми Адамс.

А что впечатлило, так это головокружительные полеты и красивейшие медитативные кадры; кулак, сотрясающий лед, и закрытые глаза Генри Кавилла, "шаманящего" под музыку Ханса Циммера (тут представляется "гладиатор" Кроу и рука, скользящая по золотистым колосьям). И лишь изредка в медитацию Нолана врывался "запрещенный прием" Зака Снайдера (изрядно подзатянувшийся в финале).

Нового Супермена избавили не только от нелепого завитка в волосах, но и от криптонита. "Я ставил цель изобразить Супермена реальным персонажем. "Человек из стали" - самое реалистичное кино из тех, что я делал. Хотя сам герой, казалось бы, самый фантастический…", - говорит в одном из интервью Снайдер. И ровно те же слова вполне мог произнести Нолан лет эдак восемь назад.

"Человек из стали" не шутит. Вообще. Поэтому реплика "А он - горячая штучка!", после которой следуют трогательные кадры из детства с собакой и Кевином Костнером, звучит как не к месту вклеенный пассаж из какого-нибудь "Форсажа". Столь же неуместен патриотический монолог про "передайте в Вашингтон, что я - американец до мозга костей".

Но в остальном Супермен – сплошная фактура и красота. Кавилл, которого никто не запомнил ни в "Звездной пыли", ни в "Войне богов", ни в "Средь бела дня", наконец-то нашел свое место (на которое, кстати, претендовали Роберт Паттинсон, Зак Эфрон, Арми Хаммер из "Одинокого рейнджера" и даже Дуэйн "Скала" Джонсон). У Снайдера мы не увидели газетного тюфяка Кларка Кента, вздыхающего по недоступной красотке. И это здорово. А Лоис Лейн не предстала идиоткой, неспособной узнать человека без грима и маски…

Интересно. В фильме "Возвращение Супермена" Лоис Лейн получает Пулитцеровскую премию за статью "Почему миру не нужен Супермен". В "Человеке из стали" у Лоис уже есть эта премия, хотя девушка еще понятия не имеет о существовании Супермена…

Смотрите все! Цените лучшее!

Не супер, но хорошо
Не супер, но хорошо
Не супер, но хорошо
Не супер, но хорошо
Не супер, но хорошо
Не супер, но хорошо
Не супер, но хорошо
Не супер, но хорошо
Не супер, но хорошо
Не супер, но хорошо
Не супер, но хорошо
Не супер, но хорошо
Не супер, но хорошо
Не супер, но хорошо
Не супер, но хорошо
Не супер, но хорошо
Не супер, но хорошо
Не супер, но хорошо
Не супер, но хорошо
Не супер, но хорошо
Не супер, но хорошо
Не супер, но хорошо