Сам себе дедушка, друг, враг и любовь
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
В украинский прокат вышла фантастика "Патруль времени" - очень плохо разрекламированное, но определенно стоящее внимания непростое, так сказать, мудреное кино.
В будущем, когда человечество изобрело машину времени, властями было создано секретное Темпоральное бюро, задачей которого было предопределять самые масштабные преступления и катастрофы. И вот лучший темпоральный агент (Итан Хоук) пытается поймать и обезвредить подрывника, терроризирующего Нью-Йорк в 1970-х и устроившего серию взрывов, унесших тысячи жизней. Он гоняется за преступником по разным временным отрезкам, но тот почему-то все время на шаг впереди…
"Патруль времени" - локализованное название, с легкой и небрежной руки прокатчиков сменившее оригинальное Predestination, что можно перевести как "Предопределение". Родное заглавие, конечно, передает смысл истории куда лучше и глубже, тогда как русскоязычное "Патруль времени" лишь отображает тему перемещений во времени и рождает ненужные ассоциации с одноименным боевиком с участием Жан-Клода Ван Дамма.
Работа австралийских братьев-режиссеров родом из Германии Майкла Спирига и Питера Спирига ("Воины света"), также выступающих сценаристами своих проектов, взяла за основу рассказ Роберта А. Хайнлайна "Все вы зомби…", опубликованный в 1959 году. Знаменитый писатель-фантаст, подаривший кинематографу "Звездный десант", не раз обращался в творчестве к понятию "временной петли" (романы "По пятам" и "Дверь в лето"), но, кажется, именно в небольшом рассказе запутанность и парадоксальность этого вымышленного псевдонаучного явления достигла апогея.
Смотрите: "Патруль времени": дублированный трейлер
Кинематограф же использовал замкнувшийся круг временного фрагмента еще чаще, чем литераторы. "Назад в будущее", "Терминатор", "12 обезьян", "День сурка", "Донни Дарко", "Исходный код", "Грань будущего"… - все эти картины в той или иной степени мусолили фантастический термин, прибегая и к смешным, и к драматичным его аспектам. Но, пожалуй, самой невероятной, шокирующей, хитросплетенной (до появления Predestination) и в то же время самой простой и прямолинейной стала интерпретация испанского постановщика Начо Вигалондо "Временная петля", вышедшая в 2007-м. Позже Голливуд снял на нее римейк "Петля времени", запомнившийся тем, как Джозефа Гордона-Левитта загримировали под Брюса Уиллиса.
Из выше перечисленного испанская "Временная петля" наиболее близка "Предопределению", не считая того, что в ней скачки во времени происходят всего лишь на протяжении нескольких часов одного дня, а не в разных десятилетиях. Там герой (да простят за спойлер те, кто не видел), убегая от некоего загадочного убийцы в окровавленных бинтах и с ножницами, в итоге понимает, что убегает от самого себя, пришедшего из будущего…
"Я – сам себе дедушка", - периодически повторяет персонаж Итана Хоука, цитируя, должно быть, известный генеалогический каламбур Марка Твена. "Что было раньше: яйцо или курица?" - то и дело задается протагонист извечным философским вопросом. И как и в этой парадоксальной дилемме, во временной петле не существует начала и окончания, только кольцо, переходящее в самое себя снова и снова, снова и снова…
Сюжет "Предопределения" совершенно сбивает с толку, когда темпоральный агент в лице Хоука внезапно предстает обычным барменом. В бар заходит парень с немного странной женоподобной внешностью и низким поставленным голосом заказывает выпивку. Бармен наливает и заводит ненавязчивую беседу. Посетитель оказывается журналистом, ведущим колонку под псевдонимом Мать-одиночка. "Ааааа, я читаю эту колонку! Как тебе удается так чувствовать женщин?" - интересуется бармен. "Сейчас я расскажу самую невероятную историю, которую ты когда-либо слышал. Когда я был маленькой девочкой…".
Автобиографический рассказ таинственного визитера растягивается на добрую половину фильма, да так, что зритель напрочь забывает о путешествиях во времени, бюро и подрывнике. Кажется, авторы сами запамятовали, о чем снимают кино, отвлеклись и свернули не туда. Но к вашему, что называется, величайшему изумлению, вскоре линия поворота выходит обратно на центральное шоссе, ровненько и слаженно, и в то же время таким креном, что отвисает челюсть.
"Если я покажу тебе того, кто разрушил твою жизнь, сможешь его убить?"
"Предопределение" - история выбора, над которым, как ни опять же парадоксально, мы не властны. Мы становимся кем-то, кем, может быть, быть совсем не хотели, но ничего нельзя изменить. А увидев себя образца будущего, мы бы, вполне вероятно, воскликнули: "Нет! Я никогда не стану таким!". Но проживая год за годом и постепенно меняясь, не заметили бы, как стали именно тем, кто так не понравился. Точно так же забываем, кем были, а встретив себя образца прошлого, осознаем, что смертельно скучаем за тем человеком…
Смотрите все! Цените лучшее!