«Август. Восьмого» запрещали не зря…

16 августа на украинские экраны все-таки вышел российский военный экшн «Август. Восьмого», уже успевший затесаться в ряды скандального кино.
Напомним, что изначально картина Джаника Файзиева (режиссера «Турецкого гамбита») должна была стартовать в отечественном прокате 1 марта, затем премьера была перенесена на 8-е, но снова не состоялась. После праздников в прессе появилась информация о том, что показ фильма в Украине запрещен Минкультом, так как в министерство якобы поступили жалобы от некоторых политических сил, что, мол, лента «Август. Восьмого» разжигает межнациональную вражду.
Государственное агентство по вопросам кино это предположение, естественно, тут же опровергло, назвав проблемы с прокатом фильма всего лишь задержкой, но никак не запретом. Просто Минкультуры понадобилось время (законные десять дней), чтобы подумать, выдавать ли картине прокатное удостоверение. Выдали.
Что ж, после просмотра фильма стало совершенно ясно, над чем именно десять дней думал Минкульт… (кстати, в Баку ленту к показу не допустили).
«Август. Восьмого» - многобюджетный (по российским и украинским меркам) военный драматический экшн с примесью фэнтези. Речь в нем идет о нескольких днях в августе 2008 года, когда между Россией и Грузией началось военное противостояние (так называемый вооруженный конфликт в Южной Осетии). Бюджет ленты составил 16 миллионов долларов. Причем деньги на фильм полностью выделило государство, зачислив его к социально значимым и патриотическим проектам. Картину позиционировали как российский ответ голливудским «5 дням в августе», где Энди Гарсия сыграл президента Грузии Михаила Саакашвили.
Ничего не скажешь, ответ получился внушительным. С размахом. А главное – патриотическим на все сто. Российские солдаты в фильме – герои с головы до пят: не стреляют первыми, не трогают гражданских, спасают мирное население и даже всеми силами, дружно помогают матери отыскать маленького сына, случайно оказавшегося в эпицентре военных действий. А вот грузинские солдаты палят из танков по миротворцам…
Образ российского солдата – это настоящий мужик в лице Алексея Гуськова; дружелюбный миротворец, защищающий стареньких родителей и ребенка, в исполнении Егора Бероева; красивый и мужественный Леха, любящий сын и просто отзывчивый человек с легкой мужицкой (читай «сексуальной») жесткостью (Максим Матвеев).
А образ грузинского солдата – это некто в маске, строчащий из автомата, обезличенный и обесчеловеченный (за весь фильм «живое» лицо грузинского солдата появляется только раз, в самом финале, и благо, что у создателей хватило совести не сделать из этого лица сволочь).
Еще в перерывах между батальными сценами на экране появляется Владимир Вдовиченков в образе мудрого, правильного, положительного и рассудительного президента России…
Тем не менее, если убрать из фильма политику (а будь политика в фильме другая – пришлось бы Файзиеву снимать его без денег), «Август. Восьмого» - кино высокого режиссерского уровня (в чем в общем-то не пришлось сомневаться после «Турецкого гамбита»), качественное, зрелищное, с отличной графикой и впечатляющими спецэффектами, практически голливудского масштаба (ну почти). Причем стоит отметить, что спецэффекты сделаны дома, на родине, своими силами. А вот за монтажом все-таки пришлось обращаться в Голливуд.
По сюжету молодая московская мама Ксения (Светлана Иванова), разведенная и легкомысленная, очень хочет снова выйти замуж, за крайне подходящего карьериста Егора (Александр Олешко). Но ее маленький сын Тема открыто недолюбливает маминого избранника. Поэтому Ксеня недолго думая соглашается отправить сына к его отцу, то есть к бывшему мужу, в южноосетинскую деревню подышать горным воздухом. Но когда по телевизору объявляют о начале военных действий, материнский инстинкт и любовь побеждают легкомыслие и желание выйти замуж и Ксеня мчится в эпицентр войны спасать сына…
Кино снято по принципу сказки. То есть его жанр можно так и определить – военная сказка или военное фэнтези. Ксения в поисках сына, как, к примеру, Герда в поисках Кая, встречает на своем пути разных людей (причем сплошь хороших), пока в конце концов не достигает цели.
В фильме немало заимствований. Поскольку «Август. Восьмого» смешивает в себе чуть ли не все возможные жанры, картины, следы которых мы находим в работе Файзиева, тоже крайне различны в жанровом плане: это и военный боевик Ридли Скотта «Черный ястреб», и фантастика Майкла Бэя «Трансформеры», и даже культовая романтическая комедия «Когда Гарри встретил Салли». Но копипастом при этом лента не смотрится.
Кстати, в октябре прошлого года Джаник Файзиев приезжал в Киев и лично проводил презентацию своего будущего проекта, с демонстрацией фрагментов и ответами на вопросы журналистов. Тогда он пообещал зрителю много любопытных вещей: войну без разорванных тел, тонкую и трогательную любовную историю «без соития под танком», ну и, конечно же, огромного трансформера. И надо сказать, по-честному все обещания выполнил.
Правда, многим зрителям не понравились фэнтезийные вкрапления в военный сюжет. Либо фантазии мальчика, либо реальная война; либо роботы, либо солдаты, - написали некоторые рецензенты-любители. Но на наш взгляд, это не вполне справедливо. Война глазами ребенка была пронзительно показана в «Мальчике в полосатой пижаме», изящно и трагикомично изобразил войну Роберто Бениньи в «Жизнь прекрасна», превратив немецкий концлагерь в игру для маленького еврейского мальчика. Понятно, что «Август. Восьмого» - кино крайне далекое от метафорических подтекстов и глубинных посылов, но, тем не менее, оно тоже попыталось передать ужас массовой стрельбы и бомбежек через виденье ребенка, по-своему, по-коммерчески. И это определенно неплохой ход.
Также война в фильме показана глазами девушки: хрупкой, напуганной, глупой. Собственно и визуальная, и смысловая концепции и выстроены на основе двух контрастов: ребенка с его бурной фантазией и войны, а также изящной, но целеустремленной девушки и войны. Файзиев использует контраст с первого до последнего кадра, то демонстрируя коленки и короткое платье Ивановой посреди стрельбы и взрывов, то помещая птенца в грубые ладони солдата.
Светлана Иванова, знакомая зрителю по фильмам «Дом Солнца» и «Темный мир в 3D» (актриса, честно говоря, никудышная), здесь, на удивление, играет не настолько ужасно, как предполагалось. Зато Максим Матвеев харизматичен, как всегда.
Итого. «Август. Восьмого» - яркий, зрелищный, нетяжелый военный экшн, морально испорченный тяжким грузом государственных денег…
Смотрите все! Цените лучшее!











