Попытка №17
"А не дурак ли я…"
18 апреля на украинские экраны выходит "Легенда №17" - завернутая в зрелищный фантик очередная баклажка российского пафоса, плещущего через край.
"Легенда №17" - байопик о легендарном советском хоккеисте Валерии Харламове и его суровом, но справедливом тренере Анатолии Тарасове. 2 сентября 1972 года в Монреале, на чужой территории, хоккейная сборная СССР победила канадскую команду НХЛ со счетом 7:3. Две шайбы из семи забил номер 17, который после матча навсегда вошел в историю мирового хоккея. Но это кульминация. А начинается фильм со сцены, где на маленького мальчика с щенком на руках несется разъяренный бык…
Испания, город Бильбао. Восьмилетний Валера Харламов стоит как вкопанный посреди пыльной дороги, закрывая ладонью щенка, а на него мчит огромный бык, рассекая щебень копытом и пыхтя бездонными черными ноздрями… Канада, Монреаль. 24-летний Харламов стоит посреди катка с клюшкой наготове, а на него несется большой свирепый канадец, пыхтя бездонными черными ноздрями… Этот рефрен, используемый авторами картины как обрамление, несмотря на свою кинематографичность, весьма правдоподобен. В 1956 году будущая звезда советского спорта вместе с отцом, простым московским слесарем, и матерью, токарем с испанскими корнями и испанским темпераментом, переехал в Бильбао, где прожил несколько месяцев. И вполне вероятно, однажды встретился там с быком…
Сценаристы "Легенды №17" подошли к делу обстоятельно, в отличие от авторов "Высоцкого: Спасибо, что живой" (да и сам хоккеист получился "живой", а не силиконовый). Они взяли наиболее важный период жизни Харламова (от первых "зеленых" шагов в карьере до канадского матча) и по возможности вплели в него все составляющие линии: любовь, дружбу, отношения с матерью и, конечно же, с тренером. А режиссер Николай Лебедев ("Змеиный источник", "Звезда", "Волкодав") за десять миллионов евро постарался приблизить качество к голливудским стандартам. Зрелищность работает на твердую четверку (хотя выпады конька крупным планом с метанием в зрителя снега на определенном этапе начинают раздражать). Но эмоциональной и психологической глубиной "Легенда №17" разительно отстает от аналогичных американских байопиков. Если "Проклятый Юнайтед" и "Деньгобол" ("Человек, который изменил все") вместо вознесения на пьедестал пытались рассказать о темной стороне своих героев, о провалах, неудачах, внутреннем конфликте, одиночестве и не всегда достойных поступках, то картина Лебедева ежеминутно захлебывается собственным пафосом и идеалами.
Либо это влияние Михалкова на молодых режиссеров, либо неискоренимая русская ментальность, но каждый второй (если не первый) претенциозный российский мейнстрим-проект брызжет в зрителя самонадеянной слюной и не удосуживается сконфузиться и извиниться. А Данила Козловский – новоиспеченный рупор, через который хлещет российская киношная попса.
Создатели "Легенды №17" технично воссоздают эпоху 70-х: прически, автобусы, брюки, рубашки, спортивную форму и даже нелепые шапки с бубоном на голове сурового тренера. Но практически ни во что, происходящее на экране, не верится, даже если оно в действительности близко к реальности. Не верится, когда советский хоккеист просыпается с похмелья в компании голых девиц. Не верится, когда он висит на проводах на многометровой высоте и втолковывает другу философию жизни. Не верится, когда называет тренера "обосранным пнем". Не верится в канадцев, похожих на агрессивных, необузданных йети. Не верится Тарасову, потому что Меньшиков переигрывает.
В фильме есть один удачный момент с фотографиями канадской и советской хоккейных команд. Стандартное коллективное фото с игроками и тренером посередке. Канадцы на снимке смеются на все тридцать два, машут руками, чуть ли не скачут вприсядку. Наши же восседают на скамье с перепуганными лицами, неестественно ровной осанкой и аккуратно сложенными на коленях ладонями. Примерно такая же разница между российским кино и Голливудом…
Смотрите все! Цените лучшее!